Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
распоряжение разрозненных материалов, в основном 
апологетического характера.
     Больше всего путаницы в литературе вызывает оценка иезуитского 
"государства" в Парагвае. На эту тему писали и пишут историки самых различных 
направлений со времен энциклопедистов по настоящее время.
     Защитники иезуитского ордена изображают их парагвайские владения как некую 
Аркадию, осуществленную Утопию, идеальную христианскую республику, где индейцы 
обрели подлинное счастье под руководством их бескорыстных духовных наставников. 
В историографии этого вопроса имеется направление, выдающее иезуитское 
"государство" в Парагвае за своего рода разновидность "коммунистического" 
общества или общества "теократического коммунизма".
     Среди популяризаторов социалистических доктрин XIX и начала XX в. можно 
было встретить и таких, которые из тактических соображений рассматривали 
иезуитское "государство" в Парагвае как попытку осуществить коммунистические 
идеалы. Такая трактовка была нацелена на противников коммунизма, в частности из 
клерикального лагеря, отрицавших самую возможность установления 
коммунистического общества. Им возражали: "Вы отрицаете, что коммунизм 
осуществим? Но ведь ваши иезуиты уже практиковали его, и к тому же успешно, в 
Парагвае!" При этом ссылались на работу иезуита Хосе Марии Парамоса "Республика 
Платона и Гуарани", в которой утверждалось, что иезуитское "государство" 
воплотило идеалы платоновской идеальной республики.
     В свою очередь сторонники христианского социализма, утверждая, что 
католическая церковь поддерживала страждущих, приводили в качестве примера то 
же иезуитское "государство".
     На других позициях стоял Элисе Реклю. В блестяще написанном в 60-х годах 
прошлого века памфлете "Опыты превращения новых людей в старых (Парагвай)" 
Реклю заявлял, что "иезуитский идеал заключался в неразрывной связи абсолютной 
духовной монархии с мудро организованной феодальной аристократией, которая 
давала бы им силу вместе эксплуатировать невежественное большинство, вытягивая 
из него все, что возможно вытянуть," (Реклю Э. Опыты превращения новых людей в 
старых (Парагвай). – "Дело", 1869, № 9, с. 146).
     Что же касается отношения иезуитов к их подопечным – индейцам-гуарани, то, 
по словам Реклю, "их жизнь в миссиях подобна жизни в великолепно устроенных, 
снабженных всеми удобствами одиночных тюрьмах, которые изобрела новейшая 
филантропия взамен смертной казни… Вместе с рогатым скотом искусные воспитатели 
внутри ограды заключили человеческий скот, который систематически 
эксплуатировали, заставляя его работать и достаточно напитывая частью продуктов,
 ими же выработанных…" (Реклю Э. Опыты превращения новых людей в старых 
(Парагвай). – "Дело", 1869, № 9, с. 161-163)
     Столь же решительно осудил иезуитский режим в парагвайских миссиях Поль 
Лафарг в статье "Поселения иезуитов в Парагвае", опубликованной впервые в 1899 
г. Ссылаясь на папу Льва XIII, выдававшего себя за "друга рабочих" и сторонника 
социальной справедливости, П. Лафарг отмечал, что для понимания сущности 
"Нового Иерусалима", уготованного духовенством для человека, вовсе не надо 
насиловать свою фантазию и измышлять "государство будущего", а достаточно 
исследовать "христианскую республику", основанную иезуитами в Парагвае, которая 
дает довольно точную картину того общественного строя, к осуществлению которого 
стремится католическая церковь. Изложив подробно историю иезуитских редукций в 
Парагвае и царившие в них порядки, П. Лафарг указывал, что "христианская 
республика, основанная иезуитами для полного осуществления евангельских 
принципов, оказывается при ближайшем рассмотрении очень остроумной и прибыльной 
смесью крепостничества и рабства. Индейцы, как крепостные, должны были сами 
производить средства для своего пропитания и, как рабы, были лишены всякой 
собственности" (Lafargue P. Die Niederlassungen der Jesuiten in Paraguay. – In: 
Die Vorlaufer des neuen Sozialismus, Bd. I. Th. 2. Stuttgart, 1895, S. 719-749. 
Лафарг П. Поселения иезуитов в Парагвае. – В кн.: Из истории общественных 
течений. История социализма, т. II. СПб., 1906).
     Иезуиты, писал П. Лафарг, обрекли индейцев в миссиях на нищенское 
существование и еще упрекали их за то немногое, чем пользовались эти несчастные.
 Как капиталисты постоянно изображают своих рабочих пьяницами, так иезуиты 
обвиняли индейцев в обжорстве и лакомстве.
     Наши господа капиталисты, замечает Лафарг, называют пролетариев, 
производящих для них миллионные прибыли и создающих чудеса современной 
цивилизации, дураками и лентяями. Иезуиты, подававшие им во всем прекрасный 
пример, обвиняли индейцев в лености, склонности ко всяким порокам, 
ограниченности, принуждавшей благочестивых отцов вмешиваться во все их дела.
     "Христианская республика" иезуитов, делает вывод П. Лафарг, "отнюдь не 
была коммунистическим обществом, в котором члены принимали участие в 
производстве земледельческих и промышленных продуктов и в равной мере имели 
право на пользование этими продуктами. Наоборот, она была капиталистическим 
государством, в котором мужчины, женщины и дети – все были обречены на 
каторжную работу, наказание кнутом и, лишенные всяких прав, прозябали в равных 
для всех нищете и невежестве, несмотря на процветание земледелия и 
промышленности, несмотря на колоссальные богатства, созданные их трудом" 
(Лафарг П. Указ. соч., с. 359-360).
     Есть и такие исследователи, которые уверяют, что иезуиты стремились 
воскресить в редукциях и других своих владениях эгалитарные принципы 
первоначального христианства. Может быть, иезуиты и считали, что они в своих 
владениях осуществляли идеалы "града божия", но если это так, то на практике их 
"град божий" превращался в рабовладельческий фаланстер, в котором, по образному 
выражению Вольтера, солдатам Лойолы принадлежало все, а их подопечным индейцам 
– ничего.
     
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-