|
нской Америке), советует он, тут же присовокупляя, – хотя он
не особенно умен, но более добросовестен (Madariaga S. de. Op. cit., p. 56).
Любой критик "святого дела" для дона Сальвадора – сектант или просто болван.
Мадариага не единственный защитник колониальной инквизиции. К ее адвокатам
принадлежит и американский историк св. трибунала Ричард Гринлаф, согласно
которому инквизиция была необходима, ибо во многих районах испанской империи
христианство и местные религии синкретизировались, в результате чего жители
практиковали веру, которая по форме была католической, а на практике –
языческой. Наличие инквизиции автор объясняет необходимостью уничтожить ересь и
перевоспитать индейцев в духе подлинного христианства (The Roman Catholic
church in Colonial Latin America. New York, 1971, p. 9).
Итак, по Гринлафу получается, что во всем виноваты индейцы, которые после
их обращения в католичество вновь впадали в язычество, чем навлекали на себя
заслуженный гнев инквизиции. О том, что синкретизм явился прямым следствием
насильственного обращения индейцев в католическую веру, Гринлафу даже невдомек.
Американский историк Хюберт Херринг утверждает, что инквизиция будто бы
отражала "глубокие убеждения XVI в." (Herring H. A History of Latin America
from the Begining to the Present New York, 1963, p. 179) и что верующие считали
необходимым уничтожить всякого, кто выступал против официальной церкви, угрожал
ее авторитету и единству – будь то обращенные в христианство иудеи, протестанты,
скептики или любые другие противники католицизма. Херринг умалчивает о том,
что эти "глубокие убеждения" были навязаны инквизицией испанскому обществу
путем жесточайшего террора, что только благодаря террору были сокрушены весьма
влиятельные испанские эразмисты – сторонники Реформы.
Херринг стремится заверить читателя: инквизиция была использована
"сознательными" епископами и вице-королями для борьбы с разложением духовенства
и "многие приговоры инквизиции на протяжении ее существования касались
священников, бесчестивших свою должность" (Ibidem).
А сами господа инквизиторы кем были? – позволительно спросить X. Херринга.
Разве они не были повинны в еще большей степени в тех же преступлениях, за
которые они судили своих рясоносных коллег?
X. Херринг, конечно, не такой уж простак, чтобы не понимать всю
необоснованность своих апологетических упражнений. Поэтому рассуждения о
колониальной инквизиции он заканчивает признанием: инквизиция все-таки была
злом, хотя и с современной точки зрения; другие церковные культы были повинны в
не меньшей мере, чем католический, в жестокостях и несправедливостях по
отношению к своим противникам и поэтому не могут претендовать на моральное
превосходство над католицизмом. Таким образом, раз все творили беззакония, то
все невиновны, – таков "главный довод" X. Херринга.
Американский католический историк Поль Мюррэй в свою очередь призывает к
"более сбалансированному, объективному" взгляду на деятельность инквизиции.
"Объективность" в его понимании означает фактическую реабилитацию
преступлений инквизиции. Мюррэй уверяет, что "отвращение" людей XX в. к
инквизиции вызвано их неосведомленностью о ее подлинном характере. Мюррэй
правде вопреки утверждает, что отсутствие объективных исследований по истории
испанской инквизиции и ее колониального "аппендикса" не позволяет вынести
"справедливое суждение" об их деятельности (Murray P. The Catholic Church in
Mexico, v. I (1519-1910). Mexico, 1965, p. 68-73). И все же Мюррэй не может
отрицать существования пыток, аутодафе и костров инквизиции. Хотя и отсутствуют
"серьезные монографии" на этот счет, но эти "святые дела" все же творила
инквизиция. Но разве мы, американцы, лучше средневековых инквизиторов? –
вопрошает Мюррэй. Разве не США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, а
как в США относятся к неграм? Поэтому не будем слишком строги к инквизиторам,
если не хотим, чтобы последующие поколения относились к нам с такой же строгой
меркой (Ibid., p. 74).
Так неуклюже выгораживает инквизиторов – старых и новых – католический
историк Поль Мюррэй.
Оценка деятельности иезуитского ордена в колониальной Америке, его место,
влияние и значение в системе колониального порабощения местного индейского
населения вызывали в прошлом и продолжают вызывать в настоящее время горячие
споры между сторонниками и противниками "Общества Иисуса". Его апологеты, в
основном историки-иезуиты, пытаются доказать, что орден Лойолы был примером
всех христианских добродетелей, даже покровительствовал индейцам, сеял
"разумное, доброе, вечное" в колониях, сочувствовал передовой культуре и науке,
боролся за независимость колоний, осуждал колониализм, за что его члены якобы
были в конечном счете изгнаны из колоний. Они потерпели за правду.
Совершенно на противоположных позициях стоят противники иезуитского ордена
– либеральные историки прошлого и современные прогрессивные историки,
рассматривающие этот орден как один из оплотов испанского и португальского
колониального режима и категорически отрицающие какой-либо вклад иезуитов в
дело борьбы за независимость колоний.
Некоторые современные буржуазные историки, апеллируя к архивным источникам
и учитывая все аргументы "за" и "против" "Общества Иисуса", пытаются дать ему
объективную оценку. Эта оценка чаще всего служит тем же апологетическим целям и
представляет иезуитов в розовом свете – как сподвижников и поборников прав
индейского населения. Примером такого объективистского, псевдонаучного подхода
к оценке деятельности иезуитского ордена в американских колониях является
сборник "Изгнание иезуитов из Латинской Америки" (The Expulsion of the Jesuits
from Latin America. New York, 1965), в котором собраны выдержки из работ как
апологетов, так и противников иезуитского ордена. Составители сборника
предоставляют читателю право самому выработать точку зрения на основании
представленных в его
|
|