|
т церкви, росли ее доходы. Таким образом, Испания после
завершения реконкисты становится, по образному выражению либерального историка
Фернандо де лос Риоса, "государством-церковью" (Rios F. de los. Religion y
Estado en la Espana del siglo XVI. Mexico, 1957,, p. 42), в котором интересы
королевской власти и церкви переплетаются, отождествляются, образуя как бы одно
неразрывное целое. Сказанное объясняет, почему именно в Испании деятельность
инквизиции принимает столь кровавый характер, почему иудеи и мавры, в которых
государство-церковь видит опасные для себя инородные тела, ликвидируются путем
насильственной ассимиляции, физического истребления или изгнания с конфискацией
имущества и других материальных ценностей.
Возможно, что после образования единого испанского государства интересы
королевской власти и церкви в дальнейшем пришли бы в столкновение, как это
произошло в других католических странах, если бы не два чрезвычайных
обстоятельства, оказавших решающее влияние на последующее развитие
взаимоотношений между этими институтами, а именно – открытие Америки и
появление протестантизма.
Первое из них – открытие Америки – представлялось современникам своего
рода чудом – самым большим после сотворения мира и появления Иисуса Христа, по
словам хрониста Франсиско Лопеса де Гомара (Hanke L. El prejuicio racial en el
Nuevo Mundo. Mexico, 1974, p. 22), с той только разницей, что в его реальности
не было сомнений.
Открытие Америки, ее сравнительно быстрое, как бы "чудотворное",
завоевание расценивалось испанским обществом как дар небес Испании за ее
многовековую борьбу против мавров, за ее верность и преданность христианству, а
папством – как компенсация, дарованная католическому миру за потерю областей,
охваченных протестантской ересью. Покорение Америки, которому сопутствовало
провозглашение королем Испании Карла V, совмещавшего в себе титул императора
Священной германо-римской империи, превратило Испанию неожиданно и как бы
молниеносно не только в самую сильную державу в Европе, но ж в первую подлинно
мировую державу, обладавшую огромной мощью, богатством, влиянием. Католицизм с
присущим ему космополитизмом стал как нельзя более подходящей идеологией для
разношерстного конгломерата стран и территорий, объединенных под скипетром
короля-императора Карла I-V.
Урок смирения
Испания не сразу превратилась в знаменосца контрреформации. Вначале Карл V
претендовал не столько на роль усмирителя протестантской ереси, сколько на роль
унификатора, объединителя всего христианского мира. Его цель – возглавить этот
мир и повести его на борьбу с неверными – турками и маврами, разгромить и
покорить их, а заодно и распространить христианство по всей земле. Как и все
завоеватели, Карл V считал себя инструментом божественного провидения. Однако,
будучи проницательным государственным деятелем, понимал, что он не сможет
успешно бороться на два фронта – против протестантизма, с одной стороны, и
турок и мавров – с другой. Крестоносный поход против Востока требовал
компромисса на Западе, и Карл V был готов пойти на такой компромисс.
Характерно, что в 1536 г., выступая в Риме перед папой и кардинальской
коллегией, Карл V даже не упомянул о борьбе с протестантской ересью, а говорил
о коварстве короля Франции, покушавшегося на его владения и отказывавшегося
вступить в союз, направленный против турок и тунисского бея (Rios F. de los. Op.
cit, p. 190-194).
Папский престол, хотя и боялся растущей мощи испанской короны, все же
стремился склонить ее на свою сторону, чтобы: укрепить позиции по отношению к
протестантизму. Для привлечения Испании в лагерь контрреформации был только
один способ – отдать в распоряжение королевской власти испанскую церковь, – как
раз то, чего требовали сторонники реформы, что сделал английский король Генрих
VII. Но у папского престола иного выхода не было: или согласиться подчинить
церковь испанскому королю в пределах его владений взамен на осуждение
реформации и формальное признание главенствующей роли папы в области
теологических установок, или пойти на риск потерять. Испанию, которая могла,
следуя примеру Англии, установить национальную церковь.
Папство предпочло добиться соглашения с Испанией, в основе которого лежал
альянс – политический, военный и идеологический – с королевской властью.
Постепенно была выработана программа контрреформации при участии основанного
испанцами иезуитского ордена, официально признанного после немалых колебаний
папским престолом. Эта программа, утвержденная на Тридентском соборе
(1543-1563), предусматривала не только борьбу с протестантизмом и его
запрещение в странах, возглавляемых монархами-католиками, но и ряд
"оздоровительных" реформ внутри самой церкви, так никогда и не осуществленных
полностью на практике.
Различного рода уступки испанской короне со стороны папского престола,
образовавшие систему королевского патроната над церковью, превратили последнюю
в орган государственной власти, каким она стала в Англии при Генрихе VII или в
какой она превратилась во Франции после заключения конкордата; с Наполеоном I.
Это была своего рода реформа "наоборот", но у папства не было другого
выхода, как согласиться на нее и удержать хотя бы часть былого величия и
политического влияния, в противном случае оно могло потерять все. А сохранив
часть, папство сохраняло и надежду на реванш, на "воскресение" с помощью
"божественного провидения", а вернее – при благополучном для него стечении
международной конъюнктуры. Кроме того, союз с Испанией позволял расширить
влияние католицизма на обширнейшие территории Нового Света, которые обещали
стать со временем мощным оплотом не только испанских королей, но и самих
римских пап, если бы последним удалось в конечном итоге лишить их патронатских
прав.
Хотя установление королевского патрон
|
|