|
, что ее
представители оставались в колониях на многие годы, а иногда и навсегда, в то
время как высшие колониальные чиновники, за немногими исключениями, после
четырехлетнего срока службы возвращались в метрополию. В руках церкви
находились просвещение и благотворительность – школы, университеты, больницы,
приюты, помощь бездомным, престарелым, сиротам. Рождение, брак, смерть любого
жителя колоний нуждались в церковной санкции. Жизнь подданных испанской короны
от колыбели до могилы проходила под неусыпным наблюдением церковников.
Религиозные братства (конфрадияс, эрмандадес), действовавшие при церковных
приходах и под контролем духовенства, были; единственными общественными
организациями, существовавшими в колониях. Даже карнавалы – колониальные
народные-праздники, – и те проходили под бдительным оком церкви.
Господство церкви в духовной области способствовало духовной отсталости
населения колоний, а не распространению идей и знаний, как утверждают церковные
апологеты. Хосе Карлос-Мариатеги отмечает: "… богословская наука вместо того,
чтобы перекинуть мостик между нашей страной (Перу. – И. Г.) и достижениями
человеческой мысли той эпохи, наоборот, отделяла нас от них. Пока
схоластическое учение в Испании получало от мистики ее огонь и горение, оно еще
носило живой и созидательный характер. Но однажды застыв в педантичных
казуистических формулах, оно потеряло всю свою гибкость, стало высушенной
мыслью эрудита, неподвижной и риторической ортодоксальностью испанского
теолога" (Мариатеги X. К. Семь очерков истолкования перуанской действительности.
М., 1963, с. 124).
Мариатеги ссылается на мнение перуанского мыслителя Хавьера Прадо, который
на вопрос: "Какой науке нас учили священнослужители?" – отвечал: "Вульгарной
теологии, формалистическому догматизму, чудовищной мешанине из различных
перипатетических учений и схоластических силлогизмов. Всякий раз, когда церковь
не может дать действительно научных познаний, она прибегает к попытке отвлечь
или усыпить наше внимание словесно-терминологическим жонглированием, никчемной,
пустой и бесплодной аргументацией! В Перу произносились по-латыни речи, которые
никто не понимал, тем не менее, на них ссылались как на подтверждение своих
взглядов. У нас в изобилии водились ученые мужи, новоявленные Пико де ла
Мирандола, которые имели готовые на все случаи жизни рецепты, чтобы решить
проблемы всех наук; здесь разрешались все вопросы, относящиеся как к
божественному, так и к человеческому, с помощью религии и авторитета учителя,
хотя полное невежество царило не только в отношении естественных наук, но и в
отношении философии и работ Боссюэ и Паскаля" (Мариатеги X. К. Семь очерков
истолкования перуанской действительности. М., 1963, с. 124).
Духовенство было главным, если не единственным, посредником между
колониальной администрацией и индейским населением. Миссионеры господствовали
на окраинах колониальных владений, а в покоренных индейских селениях командовал
доктринер-монах – единственный из испанских колониальных чиновников. Без помощи
доктринеров испанцы не могли бы взимать налогов с местного населения,
заставлять его выполнять различные трудовые повинности, использовать его для
покорения "диких" индейцев или усмирения восставших.
Но кроме политического и идеологического влияния церковь в колониях
являлась, как мы увидим, и могучей экономической силой.
Духовенство обладало особыми правами (фуэрос), согласно которым ее
представители были подсудны только церковным трибуналам и к ним не могло быть
применено насилие, в том числе пытки, арест и тем более смертная казнь.
В теологическом (идеологическом) плане колониальная церковь подчинялась не
испанской короне, а папскому престолу.
Следует ли из сказанного, что церковь в колониях образовывала как бы
государство в государстве, являясь самостоятельным, независимым от королевской
власти институтом? Вовсе нет. Скорее всего она походила на "родственницу"
королевской власти, с которой была связана кровными узами, которая ей
покровительствовала, поощряла, использовала в своих целях и одновременно
бдительно за ней следила, стараясь не допустить с ее стороны поступков, могущих
нанести королевскому трону какой-либо ущерб.
Испанию в отличие от других католических стран обошла стороной борьба
папства за преобладание над светской властью, пронизывающая все средневековье.
Причиной тому была длившаяся восемь столетий война между Испанией и маврами.
Испания находилась как бы на переднем крае христианства. Сражаясь, с маврами,
испанцы стремились обеспечить свою независимость, преградить путь в Европу
мусульманству. Национальные интересы Испании отождествлялись с интересами
христианства, ибо война национальная являлась одновременно и религиозной войной
– христиан против мусульман. В данном случае национальные, государственные
интересы Испании совпадали с интересами папского престола.
В период реконкисты папство покровительствовало испанским королям.
Последние были слишком маломощны и слишком нуждались в солидарности церкви,
чтобы представлять опасность для интересов папского престола. Более того, в
силу религиозного' характера реконкисты испанские короли выступали как наиболее
правоверные и наиболее преданные союзники папского престола, чуть ли не его
вассалы. Нигде церковь не пользовалась таким авторитетом, правами, не занимала
такого видного места в обществе, как в испанских королевствах. И как вассалов
премируют и награждают за верную и преданную службу, так и испанских монархов
награждал папа римский, уступая им некоторые свои права, в частности право
назначать церковную иерархию на отвоеванных у мавров землях. Папский престол
мог поступиться правом на инвеституру, ибо считал, что это еще более
привязывает к его колеснице Испанию. На отвоеванных у мавров землях церковь
получала не только церковные здания, но и наиболее богатые земельные участки. С
каждым поражением мавров укреплялась испанская государственность и наряду с нею
– мощь и авторит
|
|