Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
та ведет свое начало от 
предоставления особых прав испанской короне для руководства церковью на землях, 
отвоеванных у мавров, – превращение этих уступок в систему патроната начинается 
с завоеванием Америки. Таким образом, королевский патронат обязан своим 
появлением на свет не столько реконкисте, сколько конкисте.
     а также протестантской реформе, не будь которых папа римский вряд ли 
согласился бы передать свои полномочия наместника бога на земле даже такому 
ортодоксальному католическому монарху, каким являлся король Испании.
     Патронат складывался на протяжении многих десятилетий путем целой серии 
соглашений папского престола с испанской короной, зафиксированных в папских 
буллах и других распоряжениях, а также в королевских инструкциях, законах и 
решениях Совета по делам Индий, имевших обязательный характер как для светской, 
так и духовной колониальной власти.
     Первая папская булла, наделявшая испанских королей правом назначать на 
церковные должности, была выдана Иннокентием VIII 13 декабря 1486 г. по просьбе 
Изабеллы и Фердинанда и касалась земель, отвоеванных у Гранадского халифата. 
Булла наделяла испанскую корону также правом распоряжаться десятиной и доходами 
церковных земель, приписанных к церковным должностям. Взамен корона обязывалась 
содержать духовенство. Этими правами королевская власть наделялась в награду за 
распространение христианства в отвоеванных землях.
     Прецедентом испанскому патронату служил португальский латронат. Он касался 
земель, захваченных португальцами в XV в. в Африке. Основанием для установления 
португальского патроната послужила булла папы Николая V "Романус понтифекс", 
датированная 8 января 1454 г. Она обращена к королю Аффонсо V и узаконивала 
авторитетом папского престола португальские колониальные захваты в Африке. В 
булле подтверждалось данное ранее папским престолом Португалии право на ведение 
войны против сарацинов, язычников и других врагов Христа, где бы они ни 
находились, на захват их владений, а также принадлежащих им ценностей, товаров. 
"Пользуясь нашим патентом, – говорится в булле, – король Аффонсо, как и его 
представитель или Инфант (престолонаследник. – И. Г.), законно и справедливо 
владеют землями, портами и морями, таким образом приобретенными. Все они 
принадлежат по праву королю Аффонсо и его наследникам, и ни один христианин не 
имеет права без разрешения указанного короля Аффонсо, его наследников и Инфанта 
вмешиваться каким-либо образом в эти владения" (Shiels W. E. King and Church: 
the Rise and Fall of the Patronato Real. Chicago, 1961, p. 53).
     Булла представляет колониальные захваты как акт веры: "Таким образом, – 
продолжает Николай V, – это позволит королю Аффонсо, его наследникам и Инфанту 
с большей энергией продолжать их святое дело, столь знаменитое и достойное 
уважения будущих поколений, спасения душ, распространения веры и покорения ее 
противников во славу божию и самой веры и всей матери-церкви" (Ibidem).
     О самом патронате говорится в конце буллы следующее: "Названный Аффонсо, 
его наследники и Инфант могут основывать или способствовать основанию и 
строительству в провинциях, или островах, или областях, приобретенных ими или 
которые будут ими приобретены, – церквей, монастырей и других святых мест. Они 
в равной степени могут направлять в эти места любого церковнослужителя, 
священника или члена любого нищенствующего ордена с разрешения их руководителей.
 И эти люди могут жить там, как и в любом другом священном месте, установленном 
или которое будет установлено, они могут принимать исповеди и отпускать грехи, 
накладывать соответствующие наказания, за исключением тех, которые являются 
прерогативой святого престола, и напутствовать умирающих.
     Мы даем и возлагаем эти права на Аффонсо и его преемников по 
португальскому трону и на Инфанта" (Shiels W. Е. Op. cit., p. 54-55).
     Буллой папы Каликста III "Интер коэтера" от 13 марта 1456 г. рыцарский 
орден Христа, а точнее его верховный приор Инфант Генрих и его преемники, 
"навечно" наделялись правами основывать церковные епархии, приходы, 
устанавливать их границы, строить церкви, монастыри, назначать по своему 
усмотрению на церковные должности духовных лиц во всех колониальных владениях 
Португалии, а также в Индии (Ibid., p. 55-57).
     Булла предоставляла верховному приору ордена Христа все права, за 
исключением права назначать епископов, которые в колониях не предусматривались. 
Таким образом приор сам как бы становился епископом – главой колониальной 
церкви, посредником между ней и папским престолом.
     Король Кастильи и Леона Хуан II в свою очередь был наделен папой Евгением 
IV буллой "Лаудибус эт оноре" от 9 августа 1436 г. правами назначать на 
церковные должности и строить церковные здания, распоряжаться по своему 
усмотрению мечетями и т. д. в районах, отвоеванных у мавров.
     Но самые широкие права получили Фердинанд и Изабелла от папы Иннокентия 
VIII в булле "Ортодоксе фидеи пропагационем" от 13 декабря 1486 г. В этом 
документе впервые упоминается слово "патронат", и в отличие от других булл 
испанские монахи получают право представлять папскому престолу кандидатов на 
епископские и другие высшие церковные должности в районах, отвоеванных у мавров 
(Ibid., p. 66-70).
     2 января 1492 г. испанцы освободили Гранаду, завершив реконкисту, а 12 
октября того же года Христофор Колумб открыл Новый Свет и началась конкиста. В 
папских буллах, изданных по этому поводу, испанской короне поручается обращение 
индейцев в христианство. Так, булла "Интер коэтера" уполномочивает испанских 
королей отправлять с максимальной поспешностью в Новый Свет "людей добрых, 
богобоязненных, сведующих, ученых, опытных, дабы они наставляли обитателей и 
жителей этих земель в католической вере и обучали их добрым обычаям, прилагая 
при этом все необходимое для подобного рода усердие" (Путешествия Христофора 
Колумба. М., 1956, с. 242-243). Далее следовало е
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-