|
уличающих виновных в отправлении языческих
обрядов. Эти реестры держались в секрете и не подлежали оглашению, как и труды
миссионеров, в которых описывались дохристианские верования индейцев. Церковное
руководство и колониальные власти, опасаясь, что публикация таких работ будет
способствовать пропаганде "еретических" индейских верований, запрещали их
(например, сочинение францисканца Бернардино де Саагуна, в котором подробно
описывались индейские верования и обычаи). Только после свержения испанского
господства работа Саагуна увидела свет (Sahagun В. de. Historia general de las
Cosas de Nueva Espafia, v. I-III. Mexico, 1946).
Более того, Р. Рикар считает, что одна из причин установления в колониях
инквизиции заключалась в стремлении короны ускорить процесс испанизации
индейского населения, воспрепятствовать произвольному толкованию христианских
догм на местных языках. Попытка миссионеров проникнуть в "тайны" местных
верований оказалась недолговечной. В 1577 г. Филипп II запретил миссионерам
писать об индейских обычаях и верованиях и знакомить индейцев с полным текстом
Библии и других церковных книг, содержание которых порождало у аборигенов
вопросы, на которые миссионеры были не в состоянии убедительно ответить, чем
подрывали свой авторитет.
И все же испанцам удалось навязать коренному населению свою религию.
Завоеватели представляли одну, весьма детально разработанную религиозную
систему – католическую, в то время как среди индейцев было несколько развитых
религиозных систем, соответствующих крупным государственным образованиям, –
инков, ацтеков, майя и сотни родо-племенных культов на разной стадии развития,
не говоря уже о менее развитых формаж религиозного сознания (См.: Кинжалов Р. В.
Культура древних майя. М., 1971; Кнорозов Ю. А. Религиозные представления
индейцев майя по данным Лас Касаса и других источников. – В кн.: Бартоломе де
Лас Касас. К истории завоевания Америки. М., 1966; Леон-Портилья М. Философия
нагуа. М., 1961; Krickeberg W., Trimborn H., Muller W., Zerries 0. Die Religion
des Alten America. Stuttgart, 1961; Underhill R. M. Red Man's religion. Chicago,
1965). Результаты конкисты показывают, что евангелизация наиболее успешно
проходила в борьбе с развиты, ми индейскими культами.
Хосе Карлос Мариатеги объясняет это на примере инкской религии. Слившись с
социальным и политическим строем инков, указывает основатель перуанской
компартии, их религия не могла пережить инкского государства. Она больше
преследовала земные цели, чем цели духовного характера, и ее в первую очередь
интересовало не царство небесное, а царство земное. Поэтому она и являлась
скорее религией всего общества, а не отдельного индивида. В результате один и
тот же удар нанес смертельную рану и теократии, и теогонии. Если что и осталось
в душе индейцев от их религии, так это отнюдь не ее метафизическая концепция, а
связанные с сельскохозяйственными работами ритуалы, магия и пантеистические
воззрения (Мариатеги Х. К. Семь очерков истолкования перуанской
действительности. М., 1963, с. 198-199).
Инкский народ, отмечает X. К. Мариатеги, не делал никакого различия между
религией и политикой, он не видел никакой разницы между своим государством и
церковью. Все государственные институты и религиозные воззрения были теснейшим
образом переплетены с экономическим строем земледельческого народа и его
душевным складом, обусловленным оседлой жизнью. Теократический строй Перу
покоился на обычном и повседневно ощущаемом, а не на чудотворной силе какого-то
пророка и его слова. Инкское государство и было инкской религией. Когда погибло
их государство, погибла и их религия (Мариатеги Х. К. Семь очерков истолкования
перуанской действительности. М., 1963, с. 202-203).
Индейские племена с менее развитыми религиозными системами оказались и
менее податливыми евангелизации. Понятие о едином боге и другие христианские
символы веры и догмы были недоступны пониманию племен, находившихся на
начальных стадиях развития. Христианство могло привлечь их только магией,
символикой, таинственностью своих обрядов. Но само обращение в католичество не
изменило коренным образом духовный мир индейцев. Как только уходил миссионер и
исчезал фактор принуждения, индейцы возвращались к своему прежнему
"естественному" состоянию и о христианстве в их жизни напоминали только
заросшие чертополохом полуразрушенные часовни.
Католические церковники не смогли превратить индейцев в "полноценных"
христиан. Источники колониального периода свидетельствуют, что христианство
оказалось неспособным полностью вытеснить или искоренить прежние верования
индейцев.
Свой протест против религии захватчиков индейцы выражали по-разному.
Например, по мнению перуанского историка Валькарселя, изображения Христа,
которыми славилась в колониальный период так называемая "школа из Куско"
индейских резчиков по дереву, носили явно выраженный сатирический характер:
Христос изображался истерзанным, кровоточащим, с гноящимися ранами. Авторы этих
произведений как бы говорили: вот на что способны белые захватчики, вот как они
отнеслись к своему собственному богу – символу справедливости и любви. Эти
изображения Христа призывали к борьбе против испанских властей (Valcarcel L. E.
Ruta cultural de Peru. Mexico, 1945, p. 181).
Духовенство, стремясь сделать церковную службу более привлекательной для
индейцев, ввело в практику богослужения различного рода представления, мистерии
на евангельские сюжеты. Индейцы по-своему относились к этим спектаклям. Черт,
например, как правило, представлялся им комическим персонажем. Во многих горных
районах Перу по сей день во время представлений, посвященных страстной неделе,
индеец, выступающий в роли Христа, в самый драматический момент – распятия –
начинает просить на водку и отпускать различные "соленые" шутки, вызывая смех у
зрителей.
В других районах испанской колониальной империи основная масса коренного
населения, а также негры – рабы и свободные – оставалась чуждыми католиц
|
|