Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
I в.
 Например, Хуан де Сумаррага, первый епископ Мексжки, писал в феврале 1537 г. 
королю, что индейцев после их обращения в христианство "следует много раз 
подвергать богоугодным наказаниям, ибо они как в светских, так и в духовных 
делах настолько беспечны, что всегда нуждаются в "пришпоривании", многие из них 
не желают посещать уроков катехизиса и выполнять других христианских 
обязанностей, если их не заставить. Хотя миссионеры в прошлом применяли к 
индейцам принуждение, среди последних все еще много последователей 
идолопоклонства, жертвоприношений и суеверий" (Documentos ineditos del siglo 
XVI para la historia de Mexico. Mexico, 1914, p. 68).
     Сумаррага далее жаловался, что светские власти смотрят сквозь пальцы на 
языческие практики индейцев в надежде таким попустительством завоевать их 
расположение и заставить с большей отдачей работать на себя. Исходя из этого, 
епископ просил короля наделить его правом "по-отечески наказывать индейцев за 
преступления, совершаемые ими после крещения, и заставлять их посещать как 
занятия по католической доктрине, так и богослужения, праздники, а также 
выполнять обязанности, требуемые от них христианской религией" (Ibid., p. 69).
     Испанская корона, разрешая физическое наказание индейцев, тем не менее, не 
соглашалась предоставить церковникам исключительное право физически 
расправляться с аборигенами. Индейцы нужны были испанцам в качестве рабочей 
силы, не говоря уже о том, что такие права неизмеримо усилили бы власть церкви. 
Корона настаивала, чтобы индейцев судили и наказывали светские власти. 
Некоторые испанцы высказывали опасения, что применение наказаний лично 
миссионерами могло вызвать у индейцев по отношению к ним чувство неприязни и 
даже ненависти (Borges P. Op. cit, p. 122). И все же церковники продолжали 
чинить суд и расправу над своими пасомыми. И это были далеко не "отеческие" 
наказания. Судья Луис де Ангис, проверявший по поручению короны поведение 
церковников в Мексике, писал Филиппу II 20 февраля 1561 г., что миссионеры 
очень часто за пустячные провинности публично подвергают индейцев порке и 
другим карам, "походя не на отцов индейцев, за которых себя выдают, а на врагов 
без милосердия и жалости" (Ibid, p. 252). Миссионеры при помощи своих 
помощников сгоняли индейцев на церковные службы, отсутствующих наказывали 
поркой, тюремным заключением, заковывали в кандалы (Ricard R. Op. cit., p. 118).

     Хотя церковная хунта в 1539 г. запретила миссионерам в Мексике заключать в 
тюрьмы и пороть индейцев, насилия над ними продолжались. В 1561 г. епископ 
Мичоакона Васко де Кирога сообщил королю, что францисканцы, доминиканцы и 
августинцы "подвергали и подвергают тяжелым наказаниям индейцев, проявляя 
большую жестокость и высокомерие. Если индейцы не выполняют их волю, они 
оскорбляют, бьют, вырывают собственными руками волосы, раздевают их и жестоко 
стегают плетью, бросают в темницы, заковывают в колодки…" (Ibid., p. 291).
     По собственному признанию францисканца Диего де Ланда, свирепствовавшего 
на Юкатане во второй половине XVI в., он сжигал древние индейские рукописи, 
разрушал индейские храмы, уничтожал произведения искусства и подвергал индейцев 
утонченным пыткам, стремясь запугать их. Заподозренные в отступничестве от 
христианской веры получали по приказу Ланды до 200 ударов плетью. Если и это не 
убеждало, их подвешивали на вывернутых руках, обливали спину кипящим воском, 
жгли каленым железом. К наиболее "строптивым" применяли пытку водой: через рог, 
вставленный в рот пытаемого, лили горячую воду, затем один из палачей 
становился на свою жертву и выдавливал из него воду, которая лилась, смешанная 
с кровью, изо рта, носа и ушей.
     За неполных десять месяцев Ланда, по свидетельству современников, подверг 
истязаниям 6330 индейцев, мужчин и женщин, из которых 157 умерло от пыток, 
большинство же осталось калеками. 12 июля 1562 г. Ланда отпраздновал в городе 
Мани торжественное аутодафе в присутствии испанских властей и индейских касиков.
 На кострах этого аутодафе погибли последние уцелевшие реликвии древней 
культуры майя – рукописи, написанные иероглифическим письмом, статуи, 
художественные сосуды. Многие из схваченных индейцев повесились в тюрьме до 
аутодафе. Монахи вырыли из могил 70 трупов и бросили их в костер. Пока они 
горели, оставшиеся в живых жертвы инквизиции подвергались истязаниям и 
издевательствам (См.: Кнорозов Ю. В. "Сообщение о делах в Юкатане" Диэго де 
Ланда как историко-этнографический источник. – В кн.: Диего де Ланда. Сообщение 
о делах в Юкатане. М. – Л., 1955, с. 31-32).
     Цель этих зверств – внушить индейцам страх и повиновение перед новыми 
господами – испанцами и их белым "всемогущим" богом. Ланда в "Сообщении о делах 
в Юкатане" пишет, что испанцы не смогли бы подчинить себе индейцев, если бы "не 
внушали им страх ужасными карами" (Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане, 
с. 132). И как бы в оправдание своим действиям он приводит описание усмирения 
восставших индейцев испанцами в провинциях Кочвах и Чектемаль. Там, пишет он, 
испанцы "совершали неслыханные жестокости, отрубая носы, кисти рук и ноги, 
груди у женщин, бросая их в глубокие лагуны с тыквами, привязанными к ногам, 
нанося удары шпагой детям, которые не шли так же (быстро), как их матери. Если 
те, которых вели на шейной цепи, ослабевали и не шли, как другие, им отрубали 
голову посреди других, чтобы не задерживаться, развязывая их" (Диего де Ланда. 
Сообщение о делах в Юкатане, с. 132).
     Многие церковники, отмечая нежелание индейцев подчиниться завоевателям, 
настаивали на применении к ним насилия, требовали, чтобы миссионеров 
сопровождали солдаты и оружием помогали обращать их в христианскую веру.
     Херонимо де Мендиета (1525-1604), один из 12 францисканцев, прибывших в 
Мексику для обращения индейцев в христианство, хотя и "пылал люб
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-