|
ти Фердинанда V
он ходатайствует за индейцев перед регентами – кардиналами Сиснеросом и
Адрианом (будущим папой). Регенты направляют в колонии комиссию
монахов-иеронимитов вместе с Лас Касасом для дальнейшего изучения вопроса.
После безуспешной работы комиссии в Санто-Доминго Лас Касас снова в Испании.
Теперь он пытается убедить Карла V изменить кровавый характер конкисты,
опровергает в его присутствии взгляды францисканца Хуана Кабедо (Кеведо),
выступавшего за рабство индейцев. Карл V выслушивает Лас Касаса, но никакого
решения не принимает.
В 1517-1522 гг. Лас Касас пытается организовать сельскую колонию свободных
поселенцев в Кумане (Венесуэла). По проекту Лас Касаса колонисты – испанские
крестьяне должны были работать с индейцами как равные с равными, учить их
земледелию, христианским добродетелям, покорять их милосердием, а не насилием.
Карл V, соблазненный посулами Лас Касаса добыть для королевской казны в большом
количестве жемчуг, которым было богато побережье Венесуэлы, одобрил его проект
и даже выделил небольшую сумму на перевоз испанских поселенцев и их обоснование
в Кумане. Лас Касас с большим энтузиазмом принялся за вербовку поселенцев, но
на Антильских островах половина его людей сбежала с корабля, а те, кто прибыл в
Венесуэлу, занялись грабежами.
Отчаявшись навести порядок в основанной им колонии, Лас Касас уехал в
Санто-Доминго, рассчитывая получить там помощь. Во время его отсутствия индейцы
напали на колонистов и перебили многих из них. Так кончилась, фактически не
начавшись, попытка Лас Касаса организовать христианскую "Аркадию" в Америке.
С 1523 по 1539 г. Лас Касас живет на Эспаньоле, в Мексике, Гватемале,
Никарагуа, выступая в защиту индейцев против притеснений конкистадоров и
сочиняя различного рода мемориалы для короля о положении в Индиях. В этот же
период он начинает писать историю конкисты. Однако его проповедь в защиту
индейцев не приносит каких-либо ощутимых результатов. Конкистадоры, как и
церковники, считают Лас Касаса безответственным мечтателем, болтуном или просто
помешанным. Они не скупятся на разного рода доносы и жалобы в Мадрид, требуя
его отзыва и наказания за действия, вносящие смуту в жизнь колоний.
С 1539 по 1545 г. Лас Касас снова живет в Испании. Это годы его наибольшей
популярности и влияния при дворе. В 1542 г. испанское правительство вводит в
действие так называемые "Новые законы" по управлению колониями, согласно
которым индейцы провозглашаются свободными, их запрещается обращать в рабство,
а энкомендарная система отменяется.
Объясняя принятие новых законов, кубинский историк-марксист Хулио Ле
Риверенд указывает: "Свободный индеец – это прямой вассал короля, и,
следовательно, политическая власть короля укрепляется и в то же время
увеличивается поступление налогов. В конечном счете, монархия в Испании
боролась за тог чтобы превратить в подданных короля миллионы людей, которые
являлись вассалами феодальных сеньоров. Того же она пытается добиться в
Америке: отобрать у конкистадоров индейцев, превращенных ими в своих вассалов.
Не следует упускать из вида, что в целом политика испанских королей в Америке
была направлена к тому, чтобы воспрепятствовать формированию там общества
феодального типа, хотя такая ее направленность постепенно ослабевала по мере
того, как в самой Испании монархия вступала во все более тесный союз с
феодальными классами и политическая роль буржуазии становилась все меньшей" (Ле
Риверенд X. Историческое значение деятельности Бартоломе де Лас Касаса. – В кн.
: Бартоломе де Лас Касас. М., 1960, с. 30).
Конкиста. Казнь Тупак Амару
Конкистадоры считали Лас Касаса главным "виновником" принятия "Новых
законов", осуществление которых было встречено в штыки в колониях. Опасаясь
восстаний со стороны энко-мендеро, королевская власть была вынуждена дать отбой
и оставить за ними их энкомьенды. Лас Касас был возведен в епископский сан и
направлен в самую бедную и далекую мексиканскую епархию Чиапас, где он в
1545-1547 гг. пытался претворить в жизнь "Новые законы". На этом посту Лас
Касас произносит гневные проповеди против энкомендеро, отказывая им в отпущении
грехов, и даже отлучает их от церкви, бичует жадных монахов и священников,
относится к индейцам с подлинным человеколюбием. Он предпринимает еще одну
утопическую попытку – основывает колонию Вера-Пас (Подлинный мир), где ведет
среди индейцев мирную пропаганду христианства. Однако из-за саботажа самих
миссионеров и колониальных властей это предприятие не увенчалось успехом.
Индейцы отказываются от принятия: христианства, видя в нем религию своих
поработителей.
Очутившись в полной изоляции и опасаясь физической расправы со стороны
своих противников, Лас Касас возвращается в Испанию, где живет вплоть до своей
смерти в 1566 г., занимаясь главным образом написанием различных трудов о
положении в Новом Свете и ходатайствами по делам индейских общин, за что был
прозван "покровителем индейцев".
Под влиянием Лас Касаса Совет по делам Индий предложил королю временно
отменить выдачу лицензий на завоевание новых земель в Америке и созвать хунту
ученых – теологов и юристов, которая продумала бы, как осуществить конкисту на
"справедливых началах", чтобы удовлетворить алчность завоевателей и соблюсти
интересы короны, подчинив ей, а не конкистадорам покоренных индейцев, иначе
говоря, как добиться того, чтобы и "волки были сыты, и овцы целы".
С согласия короля такая хунта в составе 14 ученых была созвана. Она должна
была ответить на вопрос: "Вправе ли испанский король вести войну против
пндейцев до обращения их в христианство, чтобы подчинить их своей власти и
облегчить тем самым их обучение евангелическим доктринам и христианской истине
и просвещению в оных, как и в их ошибочных верованиях?" (Pena Vicente L. Mision
de Espana en America. 1540-1560. Madrid, 1956 p. 243).
Заседания хунты в Вальядолиде в 1550-1551 гг. превратились в диспут между
Лас Касасом и его
|
|