|
мы христиане и божьи дети, чем мы хвастаемся, не верят,
что мы родились на этой земле, зачаты человеком и рождены женщиной. Такие
свирепые звери, заключают они, могут быть порождены только морской пучиной"
(Hanke L. El prejuicio racial en el Nuevo Mundo. Aristoteles у los indios de
HispanoAmerica. Mexico, 1974, p. 56).
Изабелла и Фердинанд пытались внести "порядок" в эту оргию насилия и крови.
Им нужны были вассалы, приносящие подати, рабочие руки, добывающие золото. В
1495 г. всем индейцам корона велела носить бирки, на которых отмечались их
податные взносы. Когда читаешь свидетельства хронистов конкисты, относящиеся к
этой эпохе документы, невольно встают перед глазами преступления и зверства
нацистов в оккупированных странах Европы во время второй мировой войны. Та же
кровожадность, те же издевательства над чужим горем и страданиями, те же псы,
те же бирки. И как по отношению к нацистам их единомышленники твердят теперь,
что "этого не могло быть", так и сторонники испанского колониализма утверждают,
что Лас Касас выдумал, в лучшем случае преувеличил зверства завоевателей, что
он способствовал созданию о конкисте "черной легенды". Но "черную легенду"
создали не обличители зверств конкистадоров, а сами конкистадоры своими
жестокостями и преступлениями против человечества.
Даже монах Торибио де Бенавенте, по прозвищу Мотолиния, ярый противник Лас
Касаса, писал: только тот, кто сумел бы сосчитать капли во время бури или
песчинки в море, сумел бы сосчитать индейцев, погибших на Карибских островах
(Hanke L. El prejuicio racial en el Nuevo Mundo…, p. 51).
Принятые в 1512 г. так называемые "законы Бургоса" запрещали бить индейцев
палкой, стегать их плетью, обзывать "собакой" и другими оскорбительными именами
(Ibid., p. 40). Этот запрет никогда не соблюдался колонизаторами, которые тем
не менее были уверены, что именно они, грабя и угнетая индейское население,
совершают богоугодное дело, а индейцы, оказывающие им сопротивление, действуют
по наущению "врага рода человеческого" – дьявола.
Покоритель Мексики Эрнан Кортес, самый грамотный и дальновидный из всех
участников конкисты, говорил своим конкистадорам перед штурмом ацтекской
столицы Тенончитлона, что их "главная задача и цель заключаются в разрушении и
выкорчевывании идолопоклончества у туземцев этих земель, чтобы принести им или
по крайней мере стремиться принести им спасение и чтобы они пришли к познанию
бога и его святой веры; ибо если эта война будет вестись с другой целью, то она
будет несправедливой, и все, что будет взято в ней, будет незаконным и
подлежать возврату, и его величество не будет иметь основания наградить ее
участников" (History of Latin American civilisation, v. I. London, 1969, p.
131).
В этой ханжеской тираде как в капле воды отражена пресловутая "философия"
конкисты, смысл которой заключался в том, чтобы оправдать колониальный разбой
стремлением обратить порабощенные народы в христианство. Но именно эта
"философия" и вызвала резкие протесты со стороны наиболее просвещенных: и
гуманистически настроенных ее участников и современников, самым характерным и
ярким представителем которых был Бартоломе де Лас Касас.
Лас Касас прожил долгую, богатую самыми разнообразными событиями жизнь. Он
умер в 92-летнем возрасте, сохранив до самых последних дней жизни ясность мысли
и активность. На протяжении свыше полувека Лас Касас боролся за права индейцев.
Его перу принадлежит целая библиотека сочинений – полемических трактатов,
историй, докладных записок, мемориалов королю и другим государственным
инстанциям, не говоря уж об эпистолярном наследии, в которых он со свойственной
ему страстностью и последовательностью отстаивал свою точку зрения.
Бартоломе де Лас Касас родился в 1474 г. в Севилье в семье купца Педро де
Лас Касаса, участвовавшего во второй экспедиции Колумба в Америку. Традиция
утверждает, что отец привез, из этого путешествия индейца, которого приставил к
сыну для ознакомления с "делами Нового Света". Молодой испанец получил высшее
образование по одним источникам – в университете Севильи, по другим – в
Саламанке, где были сильны гуманистические настроения и большим авторитетом
пользовались труды Эразма Роттердамского. В 1507 г. Лас Касас посещает Рим и
принимает сан священника.
В 1510 г. впервые прибывает в Эспаньолу, и с этого времени по 1546 г., т.
е. 36 лет, жизнь его в основном протекает в испанских колониях Америки. В 1511
г. Лас Касас слушал в Санто-Доминго проповедь доминиканца Антонио де
Монтесиноса, осуждавшего зверства конкистадоров, но, по-видимому, она не
произвела тогда на него большого впечатления. Во всяком случае, Лас Касас
получает земельный надел с приписанными к нему индейцами и участвует в
карательных походах против аборигенов. В 1513 г. он становится капелланом в
экспедиции конкистадора Панфило де Нарваеса на Кубе, где также получает
земельный надел с индейцами. Здесь же он знакомится с губернатором Диэго
Веласкесом и с будущим завоевателем Мексики Эрнаном Кортесом.
В 1514 г., будучи на Кубе, Лас Касас приходит к выводу, что испанские
завоеватели – светские и духовные – по отношению к индейцам нарушили все
божеские и человеческие законы, ведут себя как насильники, грабители и
угнетатели, лицемерно прикрываясь стремлением обратить индейцев в христианство.
Лас Касас решает посвятить свою жизнь борьбе за права индейцев, он отказывается
в пользу индейцев от своих земельных владений и вступает в доминиканский орден.
Почему именно в доминиканский? По всей вероятности, потому, что духовная опека
над индейцами осуществлялась тогда в основном францисканцами, Доминиканцы же,
соперничая с ними, обвиняли францисканцев в сговоре с конкистадорами. В 1515 г.
Лас Касас возвращается в Испанию в надежде добиться поддержки Фердинанда V в
деле защиты индейцев, однако король его не поддержал. После сме
|
|