|
ди, что будут
детьми и потомками. Со дня сотворения мира народилось множество поколений
людских, что стало необходимым разделение всех живущих на земле, и возникло
много королевств и провинций, ибо, если бы осталось все человечество в одном
месте, не могло бы оно прокормить себя достаточно".
Автор "Рекеримьенто" утверждал, что бог "поставил над всеми людьми, что
были, есть и будут во Вселенной", святого Петра и обязал всех людей безропотно
подчиняться ему.
Далее индейцам сообщалось, что наследник Петра и наместник бога на земле –
папа римский, будучи господином мира, дал в дар их земли со всем сущим и
живущим на них испанским королям и их преемникам и что "дар сей
засвидетельствован в должной форме особыми грамотами (буллами), каковые вы
можете увидеть, если того пожелаете. Итак, их высочества – суть короли и
господа этих островов и материков в силу указанного дара, и так как почти все
живущие на оных островах и материках признали, что их высочества действительно
являются королями и господами здешних земель, и стали служить их высочествам, и
служат и ныне покорно и без сопротивления, то необходимо, чтобы вы без
промедления, будучи ознакомленными со всем, что выше сказано для наставления
вас в святой вере, по своей доброй и свободной воле, без возражений и упрямства
стали бы христианами, дабы их высочества могли принять вас радостно и
благосклонно под свое покровительство и чтобы могли они вас и прочих своих
подданных и вассалов обложить податями".
"Рекеримьенто" требовало от индейцев признать церковь госпожой и
владычицей вселенной, а папу и испанского короля – повелителями и властелинами
индейских земель.
"Если поступите вы так, то сотворите благо, – говорилось в "Рекеримьенто",
– и их высочества и я (т. е. конкистадор, зачитывавший этот документ. – И. Г.)
от их имени примем вас с любовью и лаской, и оставим вам жен ваших, сыновей
ваших и достояние ваше, и будете вы свободными, и не обратят вас в рабство, и
дано будет вам поступать так, как вы желаете, и так, как считаете нужным, и не
принудят вас креститься (хотя, подобно всем жителям этих островов, вы, вероятно,
сами изъявите желание обратиться в нашу святую веру, как скоро поведают правду
о ней), и даст вам их высочество много привилегий и льгот, и окажет вам многие
милости (о такой "милости", как энкомьенда, разумеется, Лопес де Паласиос
Рубиос считал излишне упоминать! – И. Г.).
Если же не сделаете требуемого или хитростью попытаетесь затянуть решение
свое, заверяю вас, что с помощью божьей я пойду во всеоружии на вас, и объявлю
вам войну, и буду вести ее повсеместно и любыми способами, какие только
возможны, и вас подчиню деснице их высочеств и церкви, и вас, и ваших жен, и
детей велю схватить и сделать рабами, и как таковыми буду владеть и
распоряжаться в зависимости от велений их высочеств, а вам причиню
наивозможнейшее зло и ущерб, как то и следует делать с вассалами, которые не
желают признавать своего сеньора и сопротивляются и противоречат ему.
Конкиста. Казнь Атауальпы
Я предваряю вас, что смертоносные бедствия, которые от этого произойдут,
лягут на вашу совесть и вы будете в них виновными, а не их высочества, и не я,
и не эти рыцари, что пришли со мной" (Хрестоматия по новой истории, т. I. M.,
1956, с. 140-148).
Королевский указ повелевал этот ультиматум – продукт богословской
премудрости зачитывать вслух "всем жителям островов и материков Моря-океана" и
в случае отказа индейцев подчиниться испанцам употребить для этого силу, оружие.
Отказ индейцев подчиниться "Рекеримьенто" давал повод, по мнению теологов,
вести против них "справедливую войну" в их же интересах, ибо, сопротивляясь
испанцам, индейцы отказывались приобщаться к христианству, чем вредили себе,
ибо теряли возможность "спасти" себя, обретя "царство небесное".
"Рекеримьенто" с восторгом было воспринято конкистадорами и миссионерами,
но Бартоломе де Лас Касасу этот документ показался нелепым и несправедливым. По
его словам, ознакомившись с "Рекеримьенто", он не знал, что делать ему –
плакать или смеяться. Каково было индейцам! Когда названный выше Фернандес де
Энсисо, сам участник конкисты, растолковал индейцам в Венесуэле содержание
"Рекеримьенто", они ответили ему, что папа римский, по-видимому, был пьян,
когда дарил то, что ему не принадлежало, а испанский король, принимавший
подобный дар, был, по всей вероятности, не в своем уме.
Индейцам не всегда предоставлялась возможность высказать свое мнение
конкистадорам по поводу "Рекеримьенто", ибо чаще всего испанцы, зачитав его
скороговоркой, принимались наносить индейцам "найвозможнейшее зло и ущерб".
Испанский текст "Рекеримьенто" индейцы не понимали, а переводчики были не
всегда. И тем не менее, несмотря на всю их нелепость, принципы, провозглашенные
в "Рекеримьенто", вплоть до 1533 г. оставались официальной доктриной испанской
короны и завоевание Мексики и Перу было проведено в соответствии с ними.
Папский престол, церковь и духовенство полностью одобряли этот позорный
документ. Даже в наше время церковники защищают его, утверждая, что порочным
было не его содержание, порочными были индейцы, отвергавшие его, чем вынуждали
конкистадоров применять к ним насилие. Испанский иезуит Константине Байле пишет
со свойственным колонизаторам презрением к порабощенным народам буквально
следующее: "Плохое в отношении "Рекеримьенто" заключалось в том, что оно было
предназначено для людей, а читалось полуживотным" (Bayle С. El clero secular у
la evangelization de Americal. Madrid, 1950 p. 187).
Не преступник, а его жертва несет ответственность за злодеяния преступника
– такова логика этого иезуита.
Сколько бы пи восхваляли сторонники церкви и конкисты благочестие и
государственную мудрость Фердинанда и Изабеллы и христианские добродетели
завоевателей, какие
|
|