Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
рытиях. Португальский король заявил претензии на 
вновь открытые земли, ссылаясь на то, что папы римские даровали португальской 
короне права на владение всеми землями, лежащими между Европой и Индией. 
Действительно, в XV в. такие права предоставляли Португалии папы Мартин V, 
Николай V, а также Каликст III буллой "Интер коэтера" от 13 марта 1456 г. 
Имелись в виду в данном случае африканские земли.
     Испания оспаривала монопольное право Португалии на продвижение в Индию и 
захват африканских земель. Однако в 1479 г. по Алькасовасскому соглашению 
Испания признала его на "острова и земли Гвинеи", как уже открытые, так и те, 
которые будут открыты, а Португалия взамен признала права Кастильи на Канарские 
острова (См.: Путешествия Христофора Колумба, с. 247). Соглашение было 
закреплено и подтверждено буллой папы Сикста IV "Этерни регис" от 21 июня 1481 
г., разделявшей неизведанный еще мир на сферы влияния – португальскую (к югу от 
параллели, проходящей через архипелаг Канарских островов) и испанскую (к северу 
от этой параллели). Таким образом, южная часть Атлантики отходила Португалии, а 
северная – Испании.
     Право римских пап наделять христианских правителей землями, населенными 
язычниками или "неверными,", было теоретически обосновано в XIII в. кардиналом 
Энрико де Соуза. Кардинал утверждал, что нехристианские народы могли 
пользоваться независимостью якобы только до появления Христа, во власть 
которого, как "верховного владыки мира", они затем перешли. Далее Христос 
передал свои права над этими народами апостолу Петру, а тот – своим преемникам 
– папам римским, которые таким образом получили полномочия лишать "неверных" 
независимости и передавать власть над ними христианским правителям. Доктрина 
Соузы позволяла христианским правителям с благословения папы оправдывать захват 
земель "неверных". Она известна также под именем "доктрины об островах", ибо 
исходя из нее папы подарили английскому королю Ирландию, обязав англичан 
обратить ирландцев в католичество. На том же основании Португалия захватила 
впоследствии Азорские острова.
     В ответ на обращение Фердинанда и Изабеллы папа Александр VI весьма 
оперативно в 1493 г. издал не один, а целых четыре буллы (две "Интер коэтера" № 
1 и 2, датированные 3 и 4 мая, "Эксимие девоционис" от 4 мая и "Дулум секидем" 
от 25 сентября), которые, отличаясь в деталях, фактически перечеркивали 
установленное Сикстом IV в 1481 г. разделение мира на зоны влияния и определяли 
новую "демаркационную" линию раздела, идущую в ста лигах к западу и югу от 
Азорских островов и островов Зеленого Мыса, причем все земли, лежащие к западу 
и югу от этих линий, передавались Испании. О португальских же правах в указнных 
буллах не упоминалось.
     Из четырех булл наиболее полной по своему содержанию была булла "Интер 
коэтера" (№ 2), датированная 4 мая 1493. На ее содержании стоит остановиться 
более подробно, ибо она являлась основным документом, предоставлявшим право 
Испании на ее колониальные владения, а также на обращение в христианство 
проживавших там народов.
     Булла начинается с обращения Александра VI к испанской королевской чете: 
"Александр, епископ, раб рабов божьих, светлейшим государям – нашему весьма 
возлюбленному во Христе сыну Фердинаду, королю, и нашей весьма возлюбленной во 
Христе дочери Изабелле, королеве Кастильи, Леона, Арагона и Гранады, привет и 
апостольское благословение".
     В первом абзаце папа восхваляет христианские добродетели испанских королей,
 отмечая их вклад в освобождение Гранады "из сарацинской неволи, совершенное во 
славу имени божьего".
     Далее папа говорит о стремлении испанских королей открыть новые земли 
якобы с единственной целью – "дабы их жителей и обитателей призвать к служению 
нашему искупителю и обратить в католическую веру". Рассказав вкратце о 
результатах первого путешествия Колумба, в частности о его находках золота и 
пряностей, и отметив "необходимость возвеличения и распространения католической 
веры", папа повелевает Фердинанду и Изабелле "приступить, уповая на милость 
божию, к подчинению упомянутых островов и материков и их жителей и обитателей, 
как то подобает католическим королям и правителям, по примеру ваших предков, и 
обратить их в католическую веру".
     Александр VI обещал в этом не только свою, но и бога помощь: "Мы же 
восхвалим перед господом это ваше святое и достойное намерение; и, делая, чтобы 
оно было выполнено должным образом и чтобы самое имя нашего спасителя 
утвердилось в упомянутых странах, ревностно будем поощрять вас ради славы 
господней; благодаря святому крещению, которое вы получили, вы обязаны 
исполнять веления апостольские, и, призывая все милосердие господа нашего 
Иисуса Христа, убедительно просим вас предпринимать с подлинным рвением к вере 
дело ваше, и побуждайте народы, которые живут на упомянутых островах и землях, 
к принятию христианской религии; и да не устрашат вас труды и опасности, и да 
не оставит вас надежда и твердая уверенность в том, что всемогущий бог окажет 
вам помощь в ваших предприятиях".
     Затем папа определил уже указанную демаркационную линию, провозгласив, что 
все острова и материки – найденные и те, которые будут найдены, открытые и те, 
которые будут открыты к западу и югу от названной линии, – "мы властью 
всемогущего бога, предоставленной нам через святого Петра и как наместники 
Иисуса Христа на земле, даем, уступаем и предоставляем навечно вам и вашим 
потомкам, королям Кастильи и Леона, упомянутые земли со всеми владениями, 
городами, замками, поселками и селениями, с правами, юрисдикцией и всем, что к 
ним относится".
     Булла завершалась такой тирадой: "Точно так же никому не дозволяется 
нарушать эту нашу рекомендацию, моление, требование, пов
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-