|
отчизну», «воины Христа» или «защитники от неверных», как, например,
военно-монашеский орден рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, или
рыцарей-иоаннитов.
Орден возник в конце XI в. в Иерусалиме в период Крестовых походов под
названием «Госпитальная братия Св. Иоанна». Поначалу он занимался тем, что
предоставлял приют и лечение странствующим паломникам, приезжавшим в Палестину
поклониться Святому гробу. Со временем орден превратился в один из главных
центров военного противостояния христианского и мусульманского миров.
Монахи-рыцари прекрасно понимали стратегическую важность опорных баз на
Средиземном море, и поэтому центрами ордена в разное время становились острова
Кипр и Родос, откуда рыцари преграждали пути торговле мусульман. Эта
воинствующая ассоциация представляла собой цвет европейской знати, и прежде
всего рыцарей из Южной Франции и Испании, располагала огромными богатствами и
была одной из могущественнейших сил Европы. Опираясь на прекрасный флот и
располагая сетью баз и убежищ, разбросанных по всей акватории Средиземного моря,
монахи-корсары охраняли торговые караваны европейских стран и наносили
серьезный ущерб мусульманской торговле. В 1522 году турецкий султан Сулейман
Великолепный после трехмесячной осады сумел заставить орден покинуть Родос. В
1530 году, после семи лет скитаний, рыцарская братия разместилась на острове
Мальта и в Триполи, которые пожаловал им император Карл V, и продолжила свою
борьбу против мира ислама, став авангардом христиан в борьбе против Османской
империи. Рыцарство представляло грозную силу. Клятва, которую давали рыцари,
гласила: «Никогда не опускать знамя, никогда не просить пощады, никогда не
отступать и никогда не сдаваться». В 1510 году флот мальтийских рыцарей
разгромил мамлюкский египетский флот у крепости Айас в заливе Искендерун. Орден
лелеял мечту захватить побережье Сирта и, сделав Триполи столицей, основать
христианское государство на севере Африки. Каждый год Мальтийский орден
вооружал новые галеры, которые плавали у Сузы, острова Джерба, в устье Нила,
наносили удары по судам мусульман и атаковали прибрежные поселения. Широкая
военно-морская практика, предоставляемая воинствующими монахами-корсарами,
стала прекрасной школой навигации, через которую прошли несколько поколений
известных европейских флотоводцев — шевалье де Сен-Поль, байи де Вальбель, граф
де Турвиль, граф де Грасс, байи де Сюффрен.
И в конце ХVII в. орден продолжал быть центром христианского мореплавания
в Средиземноморье. Стольник Петр Андреевич Толстой, один из немногих русских,
посещавших Мальту, оставил примечательное описание военной организации ордена:
«ВМалтинском острове збирается солдат 60 000 человек, а по нужде и болши.
Малтийский гранмайстер (великий магистр. — Д. К.) имеет на Малте 7 галер
великих, из которых на одной бывает генерал, а на 6 галерах капитаны тех семи
галер. Генералская галера да капитанских 4 по вся годы повинны иттить в Левант,
то есть на Восток, в Морею, на помощь венецкой гармаде (венецианской флотилии.
—Д. К.)и битца с турком; а две галеры капитанские по вся годы повинны остатися
в Малте и ходить непрестанно от Мату до Цицилии и от Цицилии до Малту, очищая
тое дорогу от турков, чтоб… всяким проезжим людям был путь свободен и
безстрашен от сабак-турок. Однако и те проклятые псы усмотря, когда малтийские
галеры на Восток уйдут, а в Малте останутца толко две галеры, и они непрестанно
в великих и малых судах на Малтинском канале шатаются и християн побирают,
которых могут где поймать, что часто и случается».
Не менее ожесточенный размах принял морской разбой на Черном и Каспийском
морях — регионах оживленной торговли между Востоком и Запалом. Каждый раз,
когда торговым судам предстояло отправиться в плавание в этих водах,
мореплаватели знали, что идут на смертельный риск, и поручали себя защите
Аллаха или молили Бога о помощи: любой выход в море мог закончиться гибелью!
Современники были единодушны — страшнее пиратов на свете нет: «Ни один корабль,
как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к
несчастью, встретится с ними, особенно в тихую погоду».
В степях Южной Украины, по берегам Днепра и Лона, в их многочисленных
притоках, на нижнем течении Буга, за страшными ревущими порогами и в лабиринтах
бесчисленных островов, непроглядных камышовых зарослей, топких болотах, на
речушках, прогноях скрывались казаки. Их отвагу, безрассудную храбрость,
лихую удаль воспевали народные сказания и легенды, а жестокость, коварство и
корысть проклинал весь торговый мир Востока.
Слово «казак» — тюркского происхождения и подразумевает человека
подвижного, не оседлого, всегда готового к военным действиям, стычкам, грабежу
и разбою. Это удалец, вольный, свободный человек, порвавший со своей средой и
удалившийся туда, где не будет помех его свободе. Такие люди — голытьба, беглые
крестьяне, дезертиры, неудачники и преступники, оскорбленные, злодеи —
стекались в эти непроходимые дикие места и находили здесь свою вторую родину. И
не пугали их зимние стужи и летний зной, тучи саранчи и малярия, страшное
половодье и губительные ветры — для них здесь был земной рай.
Запорожские (т. е. находящиеся за днепровскими порогами), донские,
волжские казаки хозяйничали по берегам Черного, Азовского и Каспийского морей,
и ни одно правительство, ни одна власть — турецкого султана, русского или
польского царя, персидского шаха или крымского хана — не были им указом.
Вот что говорили современники о днепровских казаках. Марцин Вельский,
польский летописец XVI в., сообщал, что «эти люди обыкновенно занимаются на
Низу Днепра ловлею рыбы, которую там же без соли сушат на солнце и тем питаются
в течение лета, а на зиму расходятся в ближайшие города… спрятавши
предварительно на каком-нибудь днепровском острове, в укромном месте, свои
|
|