|
лодки и оставивши там несколько человек… Они имеют и свои пушки, частию
захваченные ими в турецких замках, частию отнятые у татар». Из описания
немецкого пастора Иоганна Юстуса Марция следует, что «люди они очень
непостоянные, беспокойные от природы и охотники до разбоя; великому русскому
государю они подчиняются не по принуждению, а по своей воле, причем им дарованы
большие льготы».
«Почти ежегодно они предпринимают опустошительные набеги по Черному морю
на турецкие владения, — рассказывал французский инженер, строитель крепости
Кодак Гийом Левассер де Боплан. — Обыкновенно они берут в плен детей и
подростков, которых оставляют у себя в услужении или дарят вельможам своей
страны, но взрослых редко берут в плен, за исключением людей богатых, от
которых надеются получить большой выкуп. Свои набеги они всегда предпринимают
отрядами от шести до десяти тысяч человек, не более, чудесным образом
переправляются через море в плохих судах собственного изделия».
«Воровские казаки» — автономная, независимая сила, выросшая на
противоречиях христианского и мусульманского миров, вольница, живущая на
рубежах Османской империи, Московского государства и Речи Посполитой, грозный
фактор мировой политики — грабили волжские рыбные промыслы, Трапезунд и Синоп,
Дербент и Баку, разоряли Румелийское и Кавказское побережье Черного моря,
туркестанские и персидские берега на Каспии. Все меры к пресечению разбоя, к
тому, чтобы казакам «воровать не дать и на море не пропустить», оказывались
безрезультатными. На берегах рек, в их устьях возводились крепости (Кызы-Кермен,
Ка-ра-Кермен, Ислам-Кермен, Кодак, Азов, Астрахань); эти устья ограждались
толстыми цепями, сторожевые турецкие галеры или царские «есаульные» струги
несли караул вдоль берегов, мелкие протоки пересыпали песком и галькой,
устраивали показательные казни. Правительства предупреждали друг друга о выходе
разбойников на промысел, и государства договаривались о совместных действиях,
вели переговоры с казаками, увещевали их, обещали льготы — все безрезультатно.
У казаков выработалось немало способов обходить препятствия, традиционно
использовался волок: казаки на себе по суше переносили суда, они обходили
Астрахань по бесчисленным мелким речкам — протокам дельты Волги. Они пускали
ночью бревна по Днепру и устраивали такой грохот, что турки начинали палить из
пушек по реке, думая, что запорожцы идут на прорыв, а те притаивались рядом в
тростниковых зарослях, ждали, когда у врага иссякнут боеприпасы, и тогда
стремительно летели к морю, проскальзывая на своих утлых суденышках под цепями.
«Разрушают, грабят, жгут, уводят в рабство, умерщвляют; часто осаждают
укрепленные города, берут их приступом, опустошают и выжигают», — ужасались
современники.
Впрочем, в этом регионе не только казаки заслужили репутацию морских
разбойников. Купцы и торговцы нередко терпели ущерб от нападений горцев Кавказа.
Информация об их «деятельности» проникла даже в дипломатическую переписку. В
1683 году глава русского посольства в Испании стольник Петр Иванович Потемкин в
отчете доносил: «В тех же местех живут многие разные народы меж гор и живучи
чинят великие разбои, а сыскать их в тех местех за великими горами и за дал-ним
растоянием отнюдь не возможно. А которые купецкие люди ходят в Персиду изрекаю
величества ис порубежных городов, которые стоят блиско Хвалынского моря, как из
Астрахани, так и ис иных, морем бусами. И тех торговых людей на том море те ж
воровские люди выходят из гор, потому ж разбивают и грабят, а самих побивают до
смерти и, учиня разбой, уходят в те же горы».
Но морской разбой не ограничивался рамками Старого Света. Драгоценное
сияние Эльдорадо и сказочные богатства страны золота Мономатапа, «Острова
пряностей» и богатства Востока манили европейцев.
В XVI в. Испанское королевство деятельно осваивало богатства новооткрытого
американского континента. Однако европейские державы (Англия, Соединенные
провинции, Франция) не могли примириться с тем, что колоссальные богатства
Америки оседают в сундуках испанских торговцев и обогащают преимущественно
казну короля Испании. При покровительстве европейских держав на островах
Карибского моря возникали удивительные сообщества независимых морских
разбойников, грабивших испанские суда и захватывающих перевозимые на них
драгоценные грузы. Эти пираты получили известность как буканьеры.
Многочисленные пустынные острова Вест-Индии с конца XVI в. заселяли
европейские переселенцы. Это были беглые преступники и рабы, солдаты-дезертиры,
матросы, нищие, бродяги, разорившиеся торговцы, авантюристы различных мастей —
словом, те, кому уже нечего было терять в жизни. Здесь они находили убежище и
постоянные занятия: охотились на диких свиней, буйволов и крупный рогатый скот,
обрабатывали кожи, рубили лес, выращивали табак. Постепенно за охотниками
французского и английского происхождения закрепилось название буканьеры.
Происхождение слова неясно. По одной версии, идущей от французского
миссионера аббата дю Тертра, буканьеры «…названы так от слова „букан“ —
разновидности деревянной решетки, сделанной из нескольких жердей и
установленной на четыре рогатины; на них буканьеры жарят своих свиней…» По
другой (ее разделяет французский историк Ж. Блон) — «буканом» местные индейцы
называли копченое мясо, нарезанное длинными кусками и приготовленное на решетке,
установленной на угли. Существует также мнение, что в основе слова «буканьер»
лежит искаженное французское «buffle» — буйвол. Впрочем, наименование «букан»
встречается в литературе и как название «мест, где находились их (буканьеров.
— Д. К.) небольшие обработанные поля и жилища. Здесь солили и коптили они мясо
убитых животных, сушили их шкуры. Жилища эти состояли из больших шалашей,
покрытых сверху, но без стен…» Так или иначе, но термин закрепился.
Испанские власти были встревожены появлением в своих владениях непрошеных
|
|