|
назвать пиратом героя мусульманского мира
Хайраддина или национального героя Франции Жана Бара. А разве похожи на
трепет в ожидании пиратского грабежа те восторженные встречи, которые
устраивались возвращавшимся из грабительских походов флибустьерам или донским
казакам в городах, где присутствовали все явные «приметы» государственной
власти (правитель, или губернатор, армия, судейские чиновники)? Или, не странно
ли было наблюдать очевидцам, как в XVI в. на холмах близ Неаполя собирались
местные жители (христиане) и при появлении в море кораблей алжирских
разбойников (мусульман) радостно махали руками, подбрасывали в воздух шапки и
выкрикивали приветствия? Случайность ли, что с пиратом, бандитом,
ассоциировался образ независимого человека, осененного неудержимым желанием…
помочь бедным и неимущим, или образ борца за веру, праведного защитника
мусульман (или христиан), или образ патриота, защищающего от насилия своих
соотечественников?
Непостижимый, запутанный мир переплетенных человеческих судеб и страстей,
мир конфликтов и противоположностей, мир жестокости, насилия и гуманизма, мир
порабощения и свободы. Возможно ли разом, одним взглядом охватить многие лики
того явления, которое обобщенно называют морским разбоем? Прежде всего
попытаемся выделить специфические черты морского разбоя, вытекающие из
территориального фактора, ведь в различных регионах земного шара этот разбойный
промысел проявлялся в разных формах.
* * *
Одним из главных центров морского разбоя в XVI — XVII вв. было Средиземное
море — арена ожесточенной борьбы христианской и мусульманской цивилизаций.
Османская империя и европейские католические державы сцепились в затяжной
кровопролитной схватке за господство на море. На передний край этого
столкновения попали морские разбойники Северной Африки. Пиратские гнезда на
побережье оформились в настоящие государства, опиравшиеся на мощь крепостей
Алжира, Туниса, Триполи, Бизерты. Галеры мусульманских пиратов наводили ужас на
купеческие корабли европейских держав. Их жертвы были беззащитны перед
неустрашимыми, хитрыми, ловкими и жестокими грабителями. Бесконечно пополняемый
авантюристами из всех стран, пользующийся поддержкой турецких султанов и
отсутствием единых действий со стороны европейских стран, барбарийский разбой
процветал.
Название свое барбарийский разбой получил от латинского «barbarus»,
означающего в переводе «человек, говорящий невнятно, бормочущий». Так древние
римляне именовали чужеземцев, обитавших на землях, граничивших с Империей.
Затем название трансформировалось в «barbaresque» («берберы») — название
этнической группы, составляющей население западной части Северной Африки, т. н.
Магриба (Мавритания, Западная Сахара, Алжир, Марокко, Тунис, Ливия). Берберы
были покорены арабами в VII в. и обращены в ислам. В европейских странах
наименование «barbaresque» получило дополнительный психологический подтекст. Он
стал определяющим для всего потенциально враждебного варварского
арабо-мусульманского мира Северной Африки и обозначал общество бесчестных,
лживых и жестоких громил, живущих в состоянии анархии и занимающихся грабежом
христиан на море. Северная Африка в Европе получила название Барбария, или
Барбарийский берег.
Не было на земле места ужаснее. Один наблюдатель, отец Пьер Дан,
настоятель монастыря Матерей в Фонтенбло, побывавший в барбарийских странах в
составе специальной миссии, занимавшейся выкупом невольников, оставил яркое
свидетельство об увиденном:
«…очевидно, что когда-то многие нации допускали мелкие кражи, поскольку
были достаточно терпимы к подобному. Однако в главных городах Барбарии, какими
являются Алжир, Тунис, Сале, Триполи и некоторые другие, считается не только
что дозволенным, но и геройством участвовать в пиратстве. Те, кто побывал в
этих странах, могут подтвердить мои слова и привести немало примеров того, что
все эти барбарийцы не видят никого равного корсарам, а все потому, что всем
своим добром они обязаны их разбойным делам и благодаря им они получили все
свои боеприпасы, могущество, богатства, и немудрено, что они считают их
единственной опорой, на которой воздвигнуты их государство и их королевство.
Да и в самом деле, без их поддержки эта Барбария ничего бы собой не
представляла, ибо населяющий ее народ не ведет почти никакой торговли, живет в
лености, бездельничает и не занимается никаким ремеслом, чтобы заработать на
жизнь честным трудом. Вот почему они приучились только нахально хвалиться, что
нет другого занятия, более выгодного и позволяющего разбогатеть, чем бороздить
море, поскольку, как утверждают они, на иностранных судах можно найти все
необходимое для жизни. Они с легкостью их останавливают, в их руки попадают
корабли, нагруженные вином и зерном, а для них эти продукты не имеют никакого
значения, так как в их странах продовольствия хватает, иногда же они
захватывают сукно и ткани, которые везут из Франции в Испанию и Италию, или
золотые и серебряные слитки, лекарственные снадобья и пряности из Индии, а то
еще несметное количество, шелка и хлопка, который ежегодно вывозят из Каира,
Смирны 1, Сайды 2, Александретты 3 и других мест Леванта. Выходит, что купцы,
рискующие ради получения наживы своим добром, а часто и жизнью, большую часть
времени работают на этих безжалостных грабителей, которые в изобилии находят на
море добрую часть богатств, идущих из Индии и Перу, и захватывают их с оружием
в руках».
|
|