Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Разная около-историческая литература. :: 1. Разин Е.А.- История военного искусства. XXXI в. до н. э. - VI в. н. э. (т. 1)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
организационного принципа древнего китайского войска, в котором каждое 
подразделение состояло из 4-5 единиц. Искусство управления войском, по словам 
Сунь-цзы, заключается в том, чтобы распоряжаться им так, как если бы это был 
один человек. Принцип командования заключается в том, чтобы, отдавая 
распоряжение, не вдаваться в объяснения и всегда говорить только о выгодах, а 
не о вреде. Сунь-цзы сформулировал следующий "закон руководства массой": "Если 
все сосредоточены на одном, храбрый не может один выступить вперед, трусливый 
не может один отойти назад" (гл. VII, п. 12). 
 Средствами управления были гонги и барабаны, знамена и значки, которые 
китайский теоретик назвал ушами и глазами солдат. Знамена и значки, гонги и 
барабаны, а в ночном бою и огни рекомендовалось использовать для введения 
противника в заблуждение. Много огней и барабанов ночью, много знамен и значков 
днем помажут противнику сил значительно больше, чем фактически их имеется, что 
может оказать влияние на моральное состояние войска врага и его полководца 
("отнять дух" войска, "отнять сердце" полководца). 
 Разведывательной службе Сунь-цзы придавал большое значение. Однако его 
внимание привлекала лишь агентурная разведка ("использование шпионов"). Об 
органах войсковой разведки он не упоминает, пак как их, повидимому, не было. 
Древнекитайский теоретик говорит лишь о признаках, по которым можно обнаружить 
присутствие и характер действий противника, а также выявить наличие засад. 
 Обосновывая расходы на агентурную разведку, Сунь-цзы писал: "Защищаются друг 
от друга несколько лет, а победу решают в один день" (гл. XIII, п. 2). Поэтому 
все надо предвидеть. Знание же будущего нельзя получить от богов и демонов, 
знания о противнике можно получить лишь от людей, от шпионов. "Пользование 
шпионами - самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую 
действует армия" (гл. ХIII, п. 13). Шпионы чрезвычайно важны для войска, 
поэтому их следует награждать лучше всех, а их дела сохранять в большом секрете.
 Для руководства деятельностью шпионов надо располагать совершенными знаниями, 
обладать гуманностью и справедливостью, тонкостью и проницательностью. 
 Шпионы бывают пяти видов: местные, внутренние, обратные, шпионы смерти и жизни.
 Способы их деятельности - непостижимая тайна. Местные шпионы - из местных 
жителей страны противника, внутренние - его чиновники, обратные шпионы 
противника; если обратные шпионы передают противнику ложные сведения, то это 
шпионы смерти; возвращающиеся с донесениями, - это шпионы жизни. Прежде чем 
начать какие-либо военные действия, надо получить через шпионов исчерпывающие 
сведения о противнике, в частности сведения о его военачальниках, начальниках 
охраны и воинах стражи. Затем с помощью шпионов надо ввести противника в 
заблуждение. Все это обеспечит успех. 
 Таково основное содержание трактата Сунь-цзы, этого выдающегося произведения 
древнейшей военно-теоретической мысли. Следует отметить, что среди китайских 
специалистов по древнекитайскому языку существуют разные толкования текста 
трактата Сунь-цзы. Еще больший разнобой царит в переводной литературе. 
 В трактате Сунь-цзы нашло наиболее полное и глубокое отражение состояние 
военного искусства древнего Китая. Трактат содержит много важных догадок: 
возражения против шаблона, признание важной роли морального элемента, знание 
противника, изучение командного состава и т. п. Однако Сунь-цзы допустил ряд 
ошибок: во-первых, он переоценил роль полководца и недооценил роль войсковых 
масс; во-вторых, бой он считал неизбежным злом; в-третьих, он не знал войсковой 
разведки; в-четвертых, не понимал силы организации и силы дисциплины; в-пятых, 
не уделял должного внимания вопросу обучения войск. 
 Военная техника и военно-теоретическая мысль древнего Китая были передовыми 
для своего времени. Согласно китайским хроникам, как отмечает Энгельс, пушки 
были известны в Китае уже в 618 году до н. э. Китайские рукописи описывают 
зажигательные ядра, которые выбрасывались из бамбуковых труб. Широкое 
применение пушек китайцами относится к 1232 году, когда они обороняли 
Канг-Фэнг-Фу, осажденный монголами. Китайцы стреляли каменными ядрами и 
разрывными бомбами. 
 Маркс и Энгельс считали, что история древнего Востока, особенно Китая и Индии, 
представляет большой интерес Маркс советовал Энгельсу разработать вопрос о 
возникновении и развитии вооруженной организации древнего Китая и Индии. Эта 
задача не решена еще до сих пор. 
 Следствием возникновения на Востоке древних рабовладельческих деспотий, было 
появление армии как органа государственной власти, предназначенного для 
подавления эксплуатируемых масс внутри государства, для грабежа и угнетения 
соседних народов. Племенные ополчения были непригодны для выполнения этих задач.
 В Египте и Индии возникла военная каста, которая, став мощным орудием в руках 
рабовладельческой деспотии, осуществляла ее внутреннюю и внешнюю политику. 
Когда социальная база деспотизма в этих рабовладельческих государствах сузилась 
и военная каста стала ненадежной опорой, появилось наемничество, следствием 
чего было возникновение военной профессии. 
 С развитием орудий производства вооружение в армиях древнего Востока 
совершенствовалось и становилось все более разнообразным. Возрастное деление 
войска постепенно стало вытесняться делением на специальные отряды по родам 
оружия (лучники, копейщики и т. д.), что определило возникновение в армии 
первых организационных форм. 
 У народов, занимавшихся земледелием, первым и единственным родом войск сначала 
была пехота. Затем появились боевые колесницы, которые стали господствовать на 
поле боя. Народы, занимавшиеся коневодством, создали иррегулярную конницу. Так 
зарождались рода войск. 
 В многочисленных войнах восточных деспотий зародились первые элементы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-