Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Разная около-историческая литература. :: 1. Разин Е.А.- История военного искусства. XXXI в. до н. э. - VI в. н. э. (т. 1)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
единстве, в котором первенство отдает маневру. Он пишет: "Вообще в бою 
схватываются с противником правильным боем, побеждают же маневром. Поэтому тот, 
кто хорошо пускает в ход маневр, безграничен подобно небу и земле, неисчерпаем 
подобно Хуан-хэ и Янцзы-цзяну" (гл. V, п. 5). Это неправильно. Фактически 
ведущим началом является бой, маневр же обеспечивает успешное ведение боя. 
Этого Сунь-цзы не понимал. Его заслуга заключается в понимании связи боя и 
маневра. 
 Далее Сунь-цзы образно показал многообразие форм ведения боя и маневра и их 
сочетаний. "Кончаются и снова начинаются - таковы солнце и луна; умирают и 
снова нарождаются - таковы времена года. Тонов не более пяти, но изменений этих 
пяти тонов и слышать невозможно; цветов не более пяти, но изменений этих пяти 
цветов и видеть невозможно; вкусов не более пяти, но изменений этих пяти вкусов 
всех ощутить невозможно. Действий в сражении всего только два - правильный бой 
и маневр; но изменений в правильном бое и маневре всех и исчислить невозможно. 
Правильный бой и маневр взаимно порождают друг друга, и это подобно 
круговращению, у которого нет конца. Кто может их исчерпать?" (гл. V, п. 6). 
Это указание на неисчерпаемое многообразие форм боя и маневра направлено против 
шаблона, являющегося самым вредным фактором на войне, в бою.
 Тактическое маневрирование Сунь-цзы считал самым трудным делом. Цель его, 
во-первых, "превратить путь обходный в прямой, превратить бедствия в выгоды" 
(гл. VII, п. 2); во-вторых, раздробить силы противника; в-третьих, вбить клин 
между фронтом и тылом. 
 Сунь-цзы писал: "Если я покажу противнику какую-либо форму, а сам этой формы 
не буду иметь, я сохраню цельность, а противник разделится на части. Сохраняя 
цельность, я буду составлять единицу; разделившись на части, противник будет 
составлять десять. Тогда я своими десятью нападу на его единицу. Нас будет 
много, а противника мало. У того, кто умеет массой ударить на немногих, таких, 
кто с ним сражается, мало, и их легко победить" (гл. VI, п. 7). Китайский 
теоретик рекомендовал раздробить силы противника искусным маневром, а свое 
войско иметь сосредоточенным, что дает возможность уничтожать противника по 
частям. То же самое он говорил и о распылении сил противника в пространстве: 
"Мало сил у того, кто должен быть всюду наготове; много сил у того, кто 
вынуждает другого быть всюду наготове" (гл. VI, п. 8). 
 Характерно, что Сунь-цзы, резко осуждая шаблонные действия, сам часто 
скатывается к шаблону и догмам. Например, пытаясь помочь полководцу принять 
решение в зависимости от соотношения сил, Сунь-цзы вывел следующее 
догматическое правило: "Если у тебя сил в десять раз больше, чем у противника, 
окружи его со всех сторон; если у тебя сил в пять раз больше, нападай на него; 
если у тебя сил вдвое больше, раздели его на части; если же силы равны, сумей с 
ним сразиться; если сил меньше, сумей оборониться от него; если у тебя вообще 
что-либо хуже, сумей уклониться от него. Поэтому упорствующие с малыми силами 
делаются пленниками сильного противника" (гл. III, п. 4). 
 При окружении противника Сунь-цзы рекомендует "золотой мост". "Если окружаешь 
войско противника, оставь открытой одну сторону; если он находится в 
безвыходном положении, не нажимай на него" (гл. VII, п. 17). Если замкнуть 
кольцо окружения, противник окажется в безвыходном положении, а опасность может 
породить отчаянное сопротивление (пленение в то время означало превращение в 
раба). Поэтому Сунь-цзы рекомендовал при окружении противника оставлять 
"золотой мост", т. е. свободный проход в кольце окружения, чтобы толкнуть 
противника на отступление, которое дезорганизует его и снижает силу 
сопротивления. По мнению Сунь-цзы, отступающего противника уничтожить легче, 
чем окруженного. Эта идея "золотого моста" была очень популярна в XVII и XVIII 
веках в Западной Европе, особенно в так называемых кабинетных войнах, хотя уже 
сражение под Каннами в 216 году до н. э. показало, что выпускать войска 
противника из окружения опасно (вырвавшиеся из окружения дезорганизованные 
войска римлян оказались ядром новых вооруженных сил, продолживших борьбу с 
карфагенянами). 
 Маневр, по мнению Сунь-цзы, должен иметь цель разобщить силы противника и 
прежде всего вбить клин между его фронтом и тылом. Он писал: "Те, кто в 
древности хорошо вели войну, умели делать так, что у противника передовые и 
тыловые части не сообщались друг с другом, крупные и мелкие соединения не 
поддерживали друг друга, благородные и низкие не выручали друг друга, высшие и 
низшие не объединялись друг с другом; они умели делать так, что солдаты у него 
оказывались оторванными друг от друга и не были собраны вместе, а если войско и 
было соединено в одно целое, оно не было единым" (гл. XI, п. 4). Раздробление 
сил китайский теоретик понимал не только в количественном отношении, но и в 
качественном, т. е. е отношении обострения внутренних противоречий в войсках 
противника. 
 Наконец, в специальной главе своего трактата Сунь-цзы говорит об "огневом 
нападении", отмечая пять его видов: когда сжигают людей, запасы, обозы, склады, 
отряды. Он рекомендует всеми средствами защищаться от "огневого нападения" и 
использовать его в своих целях: "...помощь, оказываемая огнем нападению, ясна. 
Помощь, оказываемая водой нападению, сильна. Но водой можно отразить, захватить 
же ею нельзя" (гл. XII, п. 4). Таким образом, для борьбы с противником Сунь-цзы 
рекомендует не только "огневое нападение", но и использование воды, чтобы 
отрезать противника от его базы, тыла, союзников и т. п. 
 В своем трактате Сунь-цзы рассматривает и вопросы управления войском. По его 
словам, "управлять массами все равно, что управлять немногими: дело в частях и 
в числах. Вести в бой массы все равно, что вести в бой немногих: дело в форме и 
названиях" (гл. V, пп. 1,2). Это утверждение логически вытекало из 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-