|
тактического расчленения армии. Прежде всего из походного порядка были выделены
авангард и арьергард. Функции охранения и разведки еще совмещались.
Маневрирование в предвидении боя имело целью достижение внезапности.
Боевой порядок заключался в размещении на поле боя различно вооруженных
отрядов: пехоты, боевых колесниц и конницы. Тактика пехоты выражалась в
построении шеренг и в правильности их движений. Бой имел форму фронтального
столкновения, но уже выявилось значение фланга как уязвимого места. Тактические
расчеты производились для определения протяжения фронта и глубины построения
боевого порядка. Увеличение фронта построения проводилось с целью охвата фланга
противника; глубина построения увеличивалась для усиления удара с целью прорыва
и дезорганизации боевого порядка противника. В том и другом случае силы, как
правило, равномерно распределялись по фронту.
На Востоке зарождалось инженерное искусство, которое заключалось в создании
сильных укреплений и в выработке способов овладения ими с помощью довольно
сложной техники. Против крепостных стен или применялся подкоп, или они
разрушались стенобитными машинами, или их захватывали с помощью подвижных башен
и штурмовых лестниц.
В противоположной части Азии в этот период глубокой древности независимо от
стран Ближнего Востока развивалось китайское военное искусство. Наибольший
интерес представляет здесь развитие двух родов войск - пехоты и конницы. В
войнах с могущественными кочевниками - гуннами китайцы достигли успеха лишь
тогда, когда они создали свою конницу.
Богатую практику древних китайских войн обобщили китайские военные теоретики -
идеологи рабовладельцев. Трактат Сунь-цзы - первый труд по вопросам военного
искусства, обобщающий боевую практику своего времени. По отдельным вопросам
Сунь-цзы высказал глубокие мысли, правильные догадки об основах военных
действий той эпохи.
Военное искусство народов древнего Востока, несомненно, оказывало влияние на
военное искусство древних греков, которые не только торговали и воевали с
рабовладельческими деспотиями Востока, но и служили там наемниками.
Фальсифицируя историю военного искусства, немецкий военный идеолог Дельбрюк
стремился показать, что военное искусство как таковое зародилось в войнах
древних греков и римлян, а развивалось в войнах древних германцев. Классовый
смысл этой фальсификации истории заключается в попытке доказать, что народы
Азии и Африки не способны создать свою культуру и поэтому постоянно должны быть
объектом колониальном эксплуатации. Но все эти вымыслы опровергаются историей
древнейших народов. История помазывает высокий уровень военной культуры в
древнейших государствах Африки, Азии и Восточной Европы.
Особенности исторического развития древнейших народов, их
социально-экономические, политические и географические особенности определяли
характерные черты военной культуры каждого из них. Так, например, египтяне
создали пехоту высокой боеспособности, персы иррегулярную конницу, урарты -
систему обороны с помощью труднодоступных укрепленных пунктов, индусы - боевых
слонов, китайцы - боевые колесницы как главную составную часть войска и военную
теорию.
О военном искусстве древнейших народов имеются специальные работы и разделы в
общих курсах истории военного искусства. В работе русского офицера Пасыпкина о
военном искусстве древнего Египта собран и систематизирован интересный материал.
Автору удалось показать высокую военную культуру древних египтян. Однако
идеологические и философские основы этой работы для нас неприемлемы.
В 1824 году генерал Зедделер читал лекции по истории военного искусства в
офицерской школе, организованной при 1-й русской армии. В 1836 году появился
его труд{28}, в котором он лишь упоминает о народах древнего Востока.
Другой русский историк - Голицын - кратко описывает военное устройство,
военные учреждения, рода войск, вооружение и способы действий египтян, персов и
других древнейших народов Востока, перечисляет войны, которые они вели, но их
военного искусства не показывает. По его мнению, о военном деле на Востоке
вообще нечего сказать, так как оно будто бы никогда не достигало значительной
степени развития и совершенства и в течение многих столетий оставалось в одном
и том же положении{29}. Голицын, являясь идеологом царского самодержавия,
по-иному и не мог говорить о военном искусстве древнейших народов Востока.
Русский историк Михневич в курсе истории военного искусства отвел всего девять
страниц военному искусству древнейших народов, дав ему в основном высокую
оценку, но не показал искусства как такового и допустил ряд фактических ошибок,
в частности приписал рабовладельческим государствам "идею общеобязательной
военной повинности", являющуюся продуктом буржуазных государств. Описание боя
при Фимврах Михневич заимствовал у Ксенофонта.
Идеолог американского империализма Митчель в своем труде по истории военного
искусства касается военного искусства древней Персии и древнего Китая лишь для
того, чтобы показать неспособность народов этих стран к самостоятельному
культурному развитию. О военных теоретиках древнего Китая он даже не упоминает.
Все военное искусство древнего Китая реакционный историк свел к постройке
Великой Китайской стены, а главное внимание уделил XIX веку, времени, когда
американо-английские милитаристы проникли в Китай с целью его колониального
порабощения.
Но как бы ни фальсифицировали историю современные идеологи империализма,
материальные источники и документальные факты убедительно говорят о том, что
древнейшие народы Азии и Африки заложили первые основы военного искусства.
Глава вторая.
Военное искусство рабовладельческой Греции
|
|