|
.в местности рассеяния я стану приводить к единству устремления всех; в
местности неустойчивости буду поддерживать связь между частями; в местность
оспариваемую направлюсь после противника; в местности смешения буду внимателен
к обороне; в местности-перекрестке стану укреплять связи; в местности
серьезного положения установлю непрерывный подвоз продовольствия; в местности
труднопроходимой буду продвигаться вперед по дороге; в местности окружения сам
загорожу проход; в местности смерти внушу солдатам, что они в живых не
останутся. Чувства солдат таковы, что, когда они окружены, они защищаются;
когда ничего другого не остается, они бьются; когда положение очень серьезное,
они повинуются" (гл. XI, п. 21).
С тактической стороны Сунь-цзы для своего времени оценивает местность
достаточно верно, он рассматривает действия на открытой и закрытой местности,
на равнине, в солончаковых степях, при форсировании речных преград и, наконец,
в горах. Сунь-цзы считает, что в горах войска должны стремиться занимать высоты
и тщательно охранять свои коммуникации. Руководить армией на марше можно лишь в
том случае, если хорошо изучена местность - ее горы, леса и всякие препятствия
(болота, топи).
Сунь-цзы рассматривает пространство с точки зрения его воздействия на
моральное состояние войск. Глубокое проникновение на территорию противника
"обеспечивает спайку войск", неглубокое вторжение "создает распыление".
Придавая большое значение географическому фактору, Сунь-цзы вместе с тем
предостерегает от чрезмерной его переоценки. Природные .условия страны являются
лучшими союзниками солдата, но задача полководца заключается в том, чтобы
правильно оценить силы противника и тщательно учитывать опасности, которые
можно определить по различным признакам на местности. Так, например, о наличии
или отсутствии противника можно судить по движению в кустах или высокой траве,
по поведению птиц, по пыли и т. п. Намерения противника можно выявить по
поведению его солдат. По пыли можно определить рода войск (боевые колесницы
поднимают столб пыли, при движении пехоты пыль стелется по земле), и также
определить характер действий противника наступает или отступает, располагается
лагерем, выстраивает боевой порядок или обходит фланг и т. п. С целью выявления
засад надо тщательно осматривать закрытую местность.
Рассматривая способы действий войск, Сунь-цзы прежде всего подчеркивает важное
значение военной хитрости. Он писал: "Война - это путь обмана. Поэтому, если ты
и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и
пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты
и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы и был далеко, показывай,
будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его;
если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав
в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови
в нем сомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини;
нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает" (гл. I, п.
7). Сунь-цзы допускал известную переоценку военной хитрости, что было
обусловлено уровнем развитая военного искусства. Хитрость и в эпоху Сунь-цзы не
была основным способом действий войск, хотя ее роль была весьма значительна.
Поэтому нельзя утверждать, что "война - это путь обмана". Сам китайский
теоретик говорит о различных путях достижения победы. В частности, он заявляет,
что "в войне устанавливаются на обмане, действуют, руководствуясь выгодой,
производят изменения путем разделений и соединений" (гл. VII, п. 7).
Второй момент, определяющий способы действий войск, это, по мнению Сунь-цзы,
порядок и беспорядок, являющиеся формой существования войск. Сунь-цзы пишет:
"Беспорядок рождается из порядка, трусость рождается из храбрости, слабость
рождается из силы. Порядок и беспорядок - это число; храбрость и трусость - это
мощь; сила и слабость - это форма" (гл. V, п. 9). При этом мощь сочетается с
рассчитанностью удара. "То, что позволяет быстроте бурного потока нести на себе
камни, есть ее мощь. То, что позволяет быстроте хищной птицы поразить свою
жертву, есть рассчитанность удара. Поэтому у того, кто хорошо сражается, мощь -
стремительна, рассчитанность - коротка. Мощь - это как бы натягивание лука,
рассчитанность удара - это как бы спуск стрелы" (гл. V, п. 7). Мощь и
рассчитанность удара действительно являются одним из главных моментов,
обеспечивающих .успешные действия войска. Но для каждой эпохи они имеют свое
особенное выражение.
Следствием мощи и рассчитанности удара является захват инициативы. Сунь-цзы
пишет: "Кто является на поле сражения первым и ждет противника, тот исполнен
сил; кто потом является на поле сражения с запозданием и бросается в бой. тот
уже утомлен. Поэтому тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает
ему управлять собой" (гл. VI, п. 1). Управлять противником - это значит
захватить и удержать в своих руках инициативу, что имеет важное значение для
обеспечения успеха.
Рассматривая способы действий войск, Сунь-цзы резко выступал против шаблона в
тактике и требовал применения различных форм борьбы в зависимости от обстановки.
"Все люди знают ту форму, посредством которой я победил, но не знают той формы,
посредством которой я организовал победу. Поэтому победа в бою не повторяется
в том же виде, она соответствует неисчерпаемости самой формы... Вода
устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою
победу в зависимости от противника" (гл. VI, пп. 12 и 13). Сунь-цзы требовал
захвата инициативы и одновременно рекомендовал действовать в зависимости от
противника, что приводило к утрате инициативы.
Правильный бой и маневр, по мнению Сунь-цзы, делают армию при встрече с
противником непобедимой. Китайский теоретик рассматривает бой и маневр в
|
|