|
местность, способы действий войск и вопросы управления войсками в бою.
Первая забота полководца, получившего повеление от правителя, пишет Сунь-цзы,
заключается в формировании войска и его сосредоточении. Затем он должен войти в
соприкосновение с противником и занять позицию.
Сунь-цзы не касается вопроса о способах комплектования войска, освещение
которого составляло основное содержание "законов" деспотий древнего Двуречья,
Египта и Индии. Он лишь отмечает, что сил надо иметь столько, сколько их
необходимо для поражения врага. Вопросы организации войска Сунь-цзы не
рассматривает и лишь исчисляет средства, необходимые для вооружения и
обеспечения войска. В армии должны в достаточном количестве иметься легкие и
тяжелые колесницы, лошади и волы, шлемы, панцыри, луки и стрелы, рогатины, пики,
большие и малые щиты. Пополнять свое войско, особенно боевыми колесницами,
следует за счет трофеев. С пленными Сунь-цзы рекомендовал обращаться хорошо,
заботиться о них; это позволяло включать пленных в состав китайского войска.
Бесперебойное снабжение войска имеет решающее значение. Если нет обоза,
провианта, запасов, войско гибнет. Умный полководец, по словам Сунь-цзы,
старается кормиться за счет противника.
Чему и как учить войска, - об этом Сунь-цзы в своем трактате не говорит. Тем
не менее он уделяет большое внимание дисциплине, рекомендует средства ее
укрепления. "Когда солдаты сильны, a командиры слабы, - говорит он, - это
значит, что в войске распущенность. Когда командиры сильны, а солдаты слабы,
это значит, что войско попадет в руки противника" (гл. X, п. 9). Когда
командиры не подчиняются своему начальнику и самовольно завязывают бой, в
войске происходит развал. "Когда полководец слаб и не строг, когда обучение
солдат отличается неопределенностью, когда у командиров и солдат нет ничего
постоянного, когда при построении в боевой порядок все идет вкривь и вкось, это
значит, что в войске беспорядок" (там же). Таким образом, источником
недисциплинированности, по мнению Сунь-цзы, бывают слабая подготовка солдат и
офицеров и несоответствие полководца своему назначению.
Средством укрепления дисциплины Сунь-цзы считал отеческую заботу о солдатах.
"Если будешь смотреть на солдат, как на детей, сможешь отправиться с ними в
самое глубокое ущелье; если будешь смотреть на солдат, как на любимых сыновей,
сможешь идти с ними хоть на смерть. Но если будешь добр к ним, то не сможешь
ими распоряжаться; если будешь любить их, то не сумеешь им приказывать; если у
них возникнут беспорядки, a ты не сумеешь установить порядок, это значит, что
они у тебя - непослушные дети, и пользоваться ими будет невозможно" (гл. X, п.
13). Заботы о солдатах должны сопровождаться требовательностью, которая создает
необходимую дисциплину. Для обеспечения моральной стойкости войск Сунь-цзы
требовал запретить всякие предсказания и устранить всякие сомнения. Но для того,
чтобы солдаты были храбры, надо поставить их в положение, из которого нет
выхода. "Бросай своих солдат в такое место, откуда нет выхода, и тогда они
умрут, но не побегут. Если же они будут готовы идти на смерть, как же не
добиться победы? И воины и прочие люди в таком положении напрягают все свои
силы. Когда солдаты подвергаются смертельной опасности, они ничего не боятся;
когда у них нет выхода, они держатся крепко, когда они заходят вглубь
неприятельской земли, их никто не удерживает; когда ничего поделать нельзя, они
дерутся" (гл. XI, п. 9).
То, что Сунь-цзы предлагает для повышения боеспособности солдат ставить их
перед выбором: победа или рабство, говорит о невысокой моральной стойкости
тогдашнего войска.
Считая, что победа зависит исключительно от творческой деятельности полководца,
Сунь-цзы требовал обращаться с солдатами, как со стадом овец: "их гонят туда,
и они идут туда; их гонят сюда, и они идут сюда; они не знают куда идут" (гл.
XI, п. 18). Это не согласуется с его требованием об отеческой заботе о солдатах.
Сунь-цзы, переоценивая роль полководца, не понимал решающего значения для
победы войсковых масс, народа. В этом сказалась классовая ограниченность
древнего теоретика. Армия рабовладельческой деспотии не могла не быть слепым
орудием в руках полководцев.
Чтобы войти в соприкосновение с противником и правильно занять позицию, надо
умело использовать местность. Рассмотрению этого вопроса Сунь-цзы отвел четыре
главы своего трактата. Полководец, по его мнению, должен учитывать характер
местности и знать, что условия местности это помощь для войска.
Прежде всего Сунь-цзы определил "формы местности", насчитав шесть таких
"форм": открытую, наклонную, пересеченную, долинную, гористую и отдаленную.
"Когда и я могу идти и он (противник) может идти, такая местность называется
открытой" (гл. X, п. 2). На открытой местности надо располагаться на солнечной
стороне возвышенности, обеспечив себе пути подвоза провианта.
"Формы местности" Сунь-цзы оценивает с точки зрения действий своих войск и
войск противника. Так, например, пересеченной он называет такую местность,
когда обеим сторонам наступать невыгодно. В таком случае надо отвести войско и
уйти.
Затем в трактате перечислено "девять местностей": рассеяния, неустойчивости,
оспариваемая, смешения, перекрестки, серьезного положения, бездорожья,
окружения, смерти. Местность рассеяния - это когда сражаются на собственной
земле. Когда неглубоко вторгаются в чужую землю - это местность неустойчивости.
Когда глубоко вторгаются - местность серьезного положения. "Когда, бросаясь
быстро в бой, уцелевают, а не бросаясь быстро в бой, погибают, это будет
местность смерти" (гл. XI, п. 2). Точно так же Сунь-цзы определяет и другие
виды "местности", подразумевая под местностью обстановку действий войск.
В зависимости от видов "местности" Сунь-цзы устанавливает способы действий: "..
|
|