|
поражение, по мнению Сунь-цзы, предрешены обстановкой и правильной ее оценкой.
На деле же оценка обстановки - важный, но не решающий момент достижения победы.
К тому же в оценку обстановки Сунь-цзы включал только пространственные и
количественные величины, не понимая политического содержания войны. Это видно
из следующего его утверждения: "Согласно "законам войны", первое - длина,
второе - объем, третье - число, четвертое - вес, пятое - победа. Местность
рождает длину, длина рождает объем, объем рождает число, число рождает вес, вес
рождает победу" (гл. IV, п. 8). Таким образом, в определении истоков победы
древний теоретик исходил из внешних явлений войны, а не из ее внутренней
сущности.
Сунь-цзы перечисляет пять случаев, когда победа обеспечена: "побеждают, если
знают, когда можно сражаться и когда нельзя; побеждают, когда умеют
пользоваться и большими и малыми силами; побеждают там, где высшие и низшие
имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают
неосторожности противника; побеждают те, у кого полководец талантлив, а
государь не руководит им" (гл. III, п. 8). Эти пять положений, в которых в
одном ряду стоят некоторые стратегические и тактические моменты, Сунь-цзы
назвал "путем знания победы". Они неверны. Нельзя, например, утверждать, что
талантливый полководец всегда победит. Наполеон был талантливым полководцем, но
в 1814-1815 годах он потерпел поражение, имея против себя весьма посредственное
командование, так как не было налицо объективных предпосылок для его победы.
Нельзя также утверждать, что осторожность и выжидание обеспечат победу, так как
они часто исключают быстроту. Здесь Сунь-цзы сам себе противоречит, ибо в
другом месте он говорит, что "в войне самое главное - быстрота, надо овладеть
тем, до чего он (противник) не успел дойти; идти по тому пути, о котором он и
не помышляет; нападать там, где он не остерегается" (гл. XI, п. 6).
Далее Сунь-цзы приводит три случая, в которых правитель своим незнанием армии
может навлечь на нее бедствия: случай, когда правитель приказывает наступать
или отступать, не зная того, что армия не может этого выполнить, и связывает
этим армию; когда он пытается управлять армией подобно тому, как управляют
государством, что приводит командиров в растерянность; когда он, не зная
тактики армии, руководствуется при назначении полководца теми же принципами,
что и в государстве, так как это приводит командиров в смятение, а армию - к
поражению.
Необходимым условием обеспечения успеха на войне Сунь-цзы считает сохранение
военной тайны. "Передвигая войска, действуй согласно своим расчетам и планам и
делай так, чтобы никто не мог проникнуть в них" (гл. XI, п. 8). С целью
сохранения в тайне своих замыслов он рекомендует полководцу вводить в
заблуждение даже своих офицеров и солдат. Полководец "должен уметь вводить в
заблуждение глаза и уши своих офицеров и солдат и не допускать, чтобы они
что-либо знали. Он должен менять свои замыслы и изменять свои планы и не
допускать, чтобы другие о них догадывались. Он должен менять свое
местопребывание, выбирать себе окружные пути и не допускать, чтобы другие могли
что-либо сообразить" (гл. XI, п. 17). Сохранение военной тайны - важное
требование военного искусства. Но держать свое войско в полном неведении, более
того, вводить своих солдат и офицеров в заблуждение - значит лишать их
возможности проявлять разумную инициативу.
Далее следует остановиться на вопросе о формах боевых действий, как их понимал
Сунь-цзы. Основными формами он считал оборону и наступление, которым приписывал
разные свойства. Сунь-цзы писал: "непобедимость есть оборона, возможность
победить есть наступление. Когда обороняются, значит есть в чем-то недостаток;
когда нападают, значит есть все в избытке. Тот, кто хорошо обороняется,
прячется в глубины преисподней; тот, кто хорошо нападает, действует с высоты
небес" (гл. IV, п. 2). Оборону китайский теоретик понимал лишь как умение
укрыться, как пассивную форму борьбы. Для наступления он считал необходимым
иметь общее превосходство в силах. Оборону и наступление он метафизически
разрывал, рассматривая их вне связи и взаимодействия.
Военное искусство Сунь-цзы видел лишь в искусном использовании либо той, либо
другой формы боевых действий. "Напасть и при этом наверняка взять - это значит
напасть на место, где он (противник) не обороняется; оборонять и при этом
наверняка удержать - это значит оборонять место, на которое он не может напасть.
Поэтому у того, кто умеет нападать, противник не знает, где ему обороняться; у
того, кто умеет обороняться, противник не знает, где ему нападать. Тончайшее
искусство - нет даже слов, чтобы его выразить. Поэтому он и может стать
властелином судеб противника" (гл. VI, п. 4). Следовательно, в основе успешного
наступления и успешной обороны, по мнению Сунь-цзы, лежит скрытность действий,
которая должна обеспечить внезапность. Но предпосылки успешных наступательных и
оборонительных действий этим не исчерпываются. Сила обороны, например,
заключается не в том, что противник не знает, где ему нападать. Непреодолимость
обороны определяется прежде всего моральными качествами солдат и офицеров,
количеством и качеством их вооружения, искусством оборонительных действий и т.
д. Сила наступления заключается, в частности, в умении создать численное и
техническое превосходство на направлении главного удара, в моральных качествах
войск, в их подготовке к ведению наступательного боя и искусного маневрирования
и т. п.
Заслуга Сунь-цзы заключается в том, что он одним из первых пытался
теоретически осмыслить основные формы боевых действий и показать, что военное
искусство заключается в умении использовать их для разгрома противника.
Большое место в трактате Сунь-цзы занимают вопросы тактики, к которым он
относит организацию и обеспечение боеспособности войск, умение использовать
|
|