|
со своим правителем.
Для .успешного ведения войны, по мнению Сунь-цзы, необходим расчет времени и
знание военной географии. Почти половина трактата .посвящена выявлению значения
местности на войне и правил ее использования. Здесь древний теоретик высказал
много интересных мыслей. Но, излагая вопрос о местности, Сунь-цзы не проводил
различия между полем боя и театром войны и не различал политико-географическую
и тактико-топографическую оценки местности. Это объясняется тем, что такая
дифференциация отсутствовала в древней науке вообще.
Сунь-цзы наделил полководца всеми талантами и доблестями. "Полководец, по его
словам, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин
безопасности государства" (гл. II, п. 15).
Идеалистическое понимание роли полководца приводило Сунь-цзы к недооценке
значения войсковых масс и их творческой деятельности. Состояние своего войска,
- говорит Сунь-цзы, - лишь один из моментов обстановки, который следует
учитывать полководцу. Солдат он рекомендовал держать в неведении в отношении
конкретной обстановки и замыслов полководца. В качестве стимула к войне он
советовал отдавать им часть добычи.
Об обязанностях полководца Сунь-цзы писал: "Наука верховного полководца
состоит в умении оценить противника, организовать победу, учесть характер
местности и расстояние" (гл. X, п. 10). От этого умения полководца зависит
успех на войне. Решающее значение, по Сунь-цзы, имеет знание противника и своих
войск. "Поэтому и говорится: если знаешь его (противника) и знаешь себя (свои
войска), сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не
знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни
себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение" (гл.
III, п. 9). Видно, что Сунь-цзы стремится дать здесь универсальные правила,
основанные на арифметических предпосылках. Но это приводит его к неправильному
выводу, что "непобедимость заключается в себе самом, возможность победы
заключена в противнике" (гл. IV, п. 1). Истоки победы Сунь-цзы видит лишь в
силах и действиях противника, в результате чего добровольно уступает ему
инициативу, подчиняется его воле.
Пятой основой ведения войны Сунь-цзы считал "воинский строй, командование и
снабжение", т. е. организацию войска, его обучение и воспитание, а также
бесперебойное снабжение. Все эти моменты, безусловно, имеют важное значение для
организации победы над врагом. Ошибка Сунь-цзы заключалась в том, что он все
функции командования сосредоточивал в руках полководца, рассматривая командный
состав лишь как передатчиков его воли.
Исходя из пяти моментов ведения войны, Сунь-цзы приводит отправные данные для
определения исхода войны. "Кто из государей обладает путем? У кого из
полководцев есть таланты? Кто использовал Небо и Землю? У кого выполняются
правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого офицеры и солдаты лучше
обучены? У кого правильно награждают и наказывают?" (гл. I, п. 4). Тот, кто
располагает всеми этими преимуществами, тот и побеждает. Следовательно, основы
победы, по мнению Сунь-цзы, заключаются в моральном единстве народа со своим
правителем, в талантливости полководца, в умелом использовании им пространства
и времени, в наличии сильного, хорошо обученного и морально стойкого войска.
Сунь-цзы - один из первых военных теоретиков, пытавшихся отличать
стратегическое содержание войны от ее тактических форм. Но уже в определении
основ ведения войны он отождествил их и поэтому не мог поставить вопрос о
соотношении стратегии и тактики.
Изложив основы успешного ведения войны, Сунь-цзы останавливается на вопросе о
ее длительности. Он доказывает, что только кратковременная война бывает
успешной. Длительная война истощает силы и средства, ослабляет власть и дает
возможность подчиненным князьям подняться против центрального правительства.
Кратковременная война дает успех даже при неискусном ее ведении, а
продолжительная не приводит к успеху и при большом искусстве. Длительная война,
по его мнению, никогда не бывает выгодной для государства. "Война любит победу
и не любит продолжительности" (гл. II, п. 14). Такая постановка вопроса о
характере войны говорит о том, что у китайцев был неустойчив тыл. Именно для
того, чтобы исключить возможность обострения внутренних противоречий вследствие
возрастающих тягот войны, Сунь-цзы рекомендовал быстротечную войну.
Оценивая формы борьбы, Сунь-цзы предпочитал достижение намеченных целей путем
искусной политики. Он писал: "...Тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую
армию, не сражаясь, берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое
государство, не держа свое войско долго" (гл. III, п. 3). Исходя из этого,
Сунь-цзы расположил способы борьбы в такой последовательности: самое лучшее
"разбить замыслы противника"; если это не удалось, то "разбить его союзы"; если
же и это не удалось, то "разбить его войско". "Поэтому сто раз сразиться и сто
раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чужую
армию не сражаясь" (гл. III, п. 1). Достижение политических целей с помощью
искусной политики Сунь-цзы называл войною. Сражение он считал крайним и весьма
опасным средством борьбы, так как не был уверен в стойкости своих войск и в
прочности тыла.
Исход сражения, по Сунь-цзы, определяется правильной оценкой обстановки. "Кто
- еще до сражения - побеждает предварительным расчетом, у того шансов много;
кто - еще до сражения - не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого
шансов много - побеждает; у кого шансов мало - не побеждает; тем более же тот,
у кого шансов нет вовсе" (гл. I, п. 9). "По этой причине войско, долженствующее
победить, сначала побеждает, а потом ищет сражения; войско, осужденное на
поражение, сначала сражается, а потом ищет победы" (гл. IV, п. 6). Победа и
|
|