Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Разная около-историческая литература. :: 1. Разин Е.А.- История военного искусства. XXXI в. до н. э. - VI в. н. э. (т. 1)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
армиях шведов, прусаков, австрийцев и французов линейный боевой порядок был 
превращен в шаблон. В русской же армии в то время линейный боевой порядок имел 
многообразные формы, которые менялись в зависимости от обстановки. 
 Не только объективный, но субъективный фактор: деятельность полководцев, 
творчество войсковых масс (солдат и офицеров) имеют важное значение в развитии 
военного искусства. В подтверждение этого в своем труде автор привел немало 
примеров того, как часто солдаты и офицеры на поле боя находят новые, 
соответствующие данной обстановке способы борьбы или совершенствуют 
существующие. Определяя роль полководцев в развитии военного искусства, Е. А. 
Разин указывал на то, что каждый из них имел дело с конкретными предпосылками 
для этого. В их числе он называл: внутреннюю и внешнюю политическую обстановку 
и характер войны; прежние формы ведения войны, операции, боя; современную ему 
армию с определенными условиями деятельности. Полководец может оказать влияние 
на развитие военного искусства лишь в том случае, если он исходит не из 
беспочвенных желаний, а прежде всего из материальных условий. 
 Тем, кто изучает труды военных теоретиков прошлого Е. А. Разин советовал 
учитывать то, что они часто искали в прошлом рецепты для достижения победы в 
новых, совершенно иных условиях. И рекомендовал избегать этой ошибки. 
 Историю военного искусства Е. А. Разин считал составной частью военной истории.
 Военная же история по его определению являлась совокупностью 
военно-исторических знаний. Ее составные части: история войн, история родов 
войск, история военного искусства. История войн исследует в возможных и 
необходимых подробностях каждую войну в отдельности. В результате этого 
исследования создается история данной войны: например, история русско-японской 
войны 1904-1905 гг., история Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. История 
родов войск изучает возникновение и развитие каждого рода войск (пехоты, 
танковых, инженерных и др.). Она вскрывает социально-экономические, 
политические и технические основы этого развития и показывает роль каждого рода 
войск на различных этапах развития военного искусства и у различных народов. 
История войн и история родов войск составляют основу истории военного искусства.
 Поэтому, подчеркивал Е. А. Разин, нельзя объединить в одно понятие историю 
войн и историю военного искусства. 
 По его определению, история военного искусства изучает закономерный 
исторический процесс развития вооруженных сил и способов ведения войны, 
операции и боя, вскрывая социально-экономические, политические и технические 
основы этого развития, и выявляет его перспективы. 
 История военного искусства показывает общие и особенные черты военного 
искусства каждой исторической ступени и процесс его развития у различных 
народов. Она изучает не всякую армию, а лишь ту, которая явилась качественно 
своеобразной ступенью в процессе развития вооруженных сил. Она изучает не 
всякую войну и не каждое сражение, а лишь те войны и сражения, в которых 
возникали новые формы борьбы. Она изучает на данном этапе развития не всякий 
род войск, а прежде всего и наиболее полно те рода войск, которые решали исход 
боя в то время. Она фиксирует не всякое малейшее изменение техники, а лишь 
такие технические прогрессы, следствием которых были изменения в тактике, 
оперативном искусстве, в стратегии. Она отображает развитие военного искусства 
как единый, цельный исторический процесс. Поэтому нельзя историю военного 
искусства свести к одному лишь перечислению периодов и этапов этого развития, 
иллюстрированных примерами; нельзя ее сводить и к сумме примеров. 
 По мнению Е. А. Разина, основным содержанием истории военного искусства 
являются: организационный и боевой опыт вооруженных сил; организаторская 
деятельность начальствующего состава вооруженных сил; военно-теоретическая 
мысль, обобщающая боевой опыт. Возражая некоторым авторам, он подчеркивал, что 
история военного искусства - это история развития способов ведения войны 
вооруженными силами различных народов, а не история деятельности полководцев. 
Она не должна ограничиваться простым фиксированием способов ведения войны и боя 
на том или ином этапе исторического развития. Она обязана вскрывать то новое, 
что возникает и развивается, обнаруживать зародыши нового, которому суждено 
будущее, выявлять все то, что в силу новых условий, новой обстановки уже 
устарело и должно быть отброшено как тормоз в дальнейшем развитии военного 
искусства. Одной из задач истории военного искусства является также 
исследование происхождения военных теорий, их роли и значения в развитии 
военного искусства. 
 Именно с перечисленных выше основополагающих принципов и исходил профессор 
генерал-майор Евгений Андреевич Разин при написании своей "Истории военного 
искусства". Для изложения ее он избрал логический метод тот же исторический, но 
освобожденный от исторической формы, вследствие чего автор смог показать 
отражение развития военного искусства в исторически последовательной форме, 
отразить всякий момент развития в его самой зрелой стадии, в его классической 
форме. В этом также одна из причин популярности его "Истории военного 
искусства". 
 Глава первая. 
 Военное искусство древнейших народов 
 1. Возникновение военного искусства в период разложения первобытно-общинного 
строя 
 Первобытно-общинный строй. Первобытно-общинный строй - первая, самая ранняя и 
самая длительная ступень в историк развития человеческого общества. Средства 
существования люди вначале добывали путем собирания плодов, орехов, кореньев, 
которое стало затем дополняться примитивной охотой на мелкого зверя. Но для 
всего этого необходимы были совместные усилия многих людей. Человек в одиночку 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-