|
не мог построить себе жилище; не мог сохранить огонь. Все это требовало общего
труда, в связи с чем возникла общественная собственность на средства и продукты
производства, явившаяся основой производственных отношений первобытнообщинного
строя.
Орудия труда первоначально представляли собой орудия охоты, которые
одновременно являлись и оружием для защиты от диких зверей. Такими первыми
примитивными орудиями труда в первобытной общине были палица (дубина) и копье -
сначала палка с обожженным конном, а позднее с каменным наконечником.
На протяжении многих тысячелетий орудия труда совершенствовались: появились
каменный топор,- пума, состоявшая из каменного шара, вшитого в кожу, и гибкой
рукоятки, оплетенной ремнем, а также орудия для метания камней - праща и боласы.
Основными видами производственной деятельности становились охота на крупного
зверя и рыболовство.
На охоте вырабатывалось умение действовать организованной и сплоченной группой.
Постепенно орудия охоты и рыболовства становились все более совершенными: были
изобретены копьеметалки - метательные дощечки эскимосов и австралийцев,
применялись гарпуны, охотничьи каменные ножи и каменные, кинжалы. Способы охоты
становились более многообразными: устраивались ловушки и западни,
организовывались облавы; вырабатывались приемы массовом охоты.
Ко времени открытия европейцами Австралии племена, населявшие ее, жили
небольшими самостоятельными общинами, насчитывавшими по нескольку десятков
человек каждая (у австралийцев 40-100 человек, у тасманийцев не более 50
человек). Австралийское племя организационно делилось на возрастные группы.
Переход из группы детей в группу взрослых сопровождался торжественными
церемониями. Мнение стариков по общественным и производственным вопросам было
решающим. Некоторые племена имели выборных вождей, однако власть их была
незначительной.
Австралийские племена занимались собиранием плодов и охотой. Каждое племя
имело для этого свою территорию, границы которой взаимно уважались соседями.
Конфликты из-за нарушения границ были редки.
Орудиями охоты у австралийцев были копье из твердого дерева с обожженным
концом, дротик, палица и бумеранг. Дротики бросались в цель при помощи
метательной дощечки - вомеры; меткость бросания дротиков была очень высокой - с
дистанции 60 метров поражалась цель величиной в ладонь. Палица на охоте
применялась не только для удара, но и для метания. Самым же совершенным орудием
охоты австралийца был бумеранг - особая палица для метания, представлявшая
собой угловатую, плоскую палку с изгибом, заставлявшим ее в полете описывать
правильный эллипс и возвращаться обратно в то место, из которого она была
брошена. Австралийцы очень искусно владели бумерангом.
В процессе дальнейшего развития появилось более надежное орудие охоты,
которого не знали австралийские племена, - лук и стрела. С изобретением лука
охота стала постоянным занятием племен. Появление шлифованного каменного топора
дало возможность выделывать из цельного дерева лодки, а также вырубать бревна и
вытесывать доски для постройки жилищ. Появление лодки способствовало развитию
рыболовства, которое было одной из основных причин перехода от кочевого образа
жизни к оседлому. Возникали поселения. Развивалось разделение труда: после
разграничения труда мужчин и женщин стал дифференцироваться и мужской труд -
опытные старшие мужчины были теперь заняты изготовлением орудий производства,
руководили производственными и общественными делами, а группы более молодых и
сильных мужчин совершали охотничьи походы.
У индейских племён Бразилии лук и стрелы были главным орудием охоты. С луком
индейцы Бразилии охотились как за дичью, так и за рыбой, стреляя в нее с лодки.
Длина лука достигала 21/2 м, длина стрелы l 1/2-2 м. Индейский стрелок попадал
в цель на небольшом расстоянии. Чем выше он поднимал лук, тем дальше летела
стрела.
При первобытно-общинном строе люди не только сообща добывали пищу, строили
жилища, сохраняли огонь, но и решали общественные дела: спорные вопросы
улаживались коллективом тех, кого они касались, - всем родом или племенем. В
качестве крайнего средства иногда применялась кровная месть. Убийства были
очень редки и никогда не преследовали корыстных целей.
В первобытном обществе все были свободны и равны. Отсутствие угнетения
порождало у человека чувство собственного достоинства, честность, прямодушие.
Все эти качества были у племен, находившихся на ступени родовой организации.
Родовой строй Энгельс назвал удивительной организацией. "Без солдат, жандармов
и полицейских, без дворянства, королей, наместников, префектов и судей, без
тюрем, без процессов - все идет своим установленным порядком. Всякие споры и
недоразумения разрешаются коллективом тех, кого они касаются, - родом или
племенем, или отдельными родами между собою..."{1} При такой общественной
организации, естественно, не было и причин, для возникновения вооруженной
борьбы между людьми, а следовательно, и войн как таковых.
Начало разложения первобытно-общинного строя и характер первоначальных
вооруженных столкновений. Усовершенствование орудий охоты, особенно лука и
стрел, накопление навыков их использования, совершенствование общественного
устройства на основе естественного разделения труда внутри данного рода
способствовали развитию охоты, особенно коллективных ее форм. Охота была
специальностью мужчин, хотя в добывании крупного зверя обычно участвовали
женщины и дети в качестве загонщиков.
Коллективные формы охоты были различны, в частности применялись система ловчих
ям, облавы, загон зверя в загородки или засеки, специально для этого устроенные.
Для устройства загородок использовались камни, хворост, мелкие завалы. Против
|
|