|
вооруженную организацию, основной задачей которой являлась защита от внешнего
нападения. В период разложения родового строя сначала появились временные
военные объединения, которые затем превратились в дружины военачальников. Это
были зачатки военной организации. С возникновением рабовладельческого общества
потребовалась сила, которая могла бы держать в подчинении рабов. Такой силой
стало государство, важнейшим органом которого явилась специальная вооруженная
организация армия и военно-морской флот. Они же представляли и орудие для
подавления выступлений своего народа и порабощения населения других стран.
Автор утверждает, что армия является орудием политики того или иного класса,
поэтому она имеет классовый характер. Это было или непосредственное вооружение
господствующего класса (рабовладельческая милиция и ополчение феодалов) или
сосредоточение в руках его представителей военной власти, что выражалось в
классовом подходе при комплектовании армии командным составом. Он замечал, что
поскольку армия является организационной силой господствующего класса, то в
ходе каждой революции идет упорная борьба за эту силу. Сломив сопротивление
старого господствующего класса и дезорганизовав его армию, новый господствующий
класс стремится закрепить свое господство или восстановлением, реорганизацией и
укреплением старых вооруженных сил, или созданием новой военной организации
государства. Важнейшие особенности такой организации заключались в наличии
воинской дисциплины, военной техники и форм военной организации.
Е. А. Разин дает следующее определение воинской дисциплине - это подчинение,
основанное на субординации. Дисциплина имеет цель направить усилие всего
личного состава на выполнение боевых задач. Она сплачивает армию. Отличительная
черта воинской дисциплины состоит в том, что она строится в основном по линии
принуждения.
Состав, численность и боевые качества армии во многом зависят от способов ее
комплектования, подчеркивает автор. Известны следующие основные способы
комплектования: привилегированной кастой, всем составом господствующего класса,
наемниками, добровольцами, по рекрутскому набору, на основе всеобщей воинской
повинности. В период складывания национальных государств возникают национальные
армии.
Исход войны, по мнению Е. А. Разина, зависит от прочности тыла, моральных сил
армии, количества и качества войск и вооружения, организаторских способностей
начальствующего состава.
В практической военной деятельности армии руководствуются военной наукой.
Раскрывая законы ведения войны, она предъявляла к деятельности войск требования,
вытекающие из сущности и особенностей вооруженной борьбы. Основой военной
науки, подчеркивал Е. А. Разин, является боевая практика. Теория в свою очередь
освещает путь боевой практике. Он был сторонником определения военной науки как
системы знаний о закономерностях войны и способах ее подготовки и ведения в
определенной исторической обстановке. Выступая против отождествления понятий
военной науки и военного искусства, Е. А. Разин писал: "Это в корне ошибочно,
так как военная наука является понятием более широким и всеобъемлющим, чем
военное искусство. Военное искусство лишь составная часть военной науки,
изучающая способы подготовки и ведения войны, операции и боя, организацию
вооруженных сил, основы обучения и воспитания войск. Военное искусство включает
в себя стратегию, тактику, которые находятся в тесной взаимосвязи и
взаимодействии между собой".
Он подчеркивал, что военное искусство имеет материально-техническую и
историческую основы. К материально-технической основе относил: людей, оружие,
боевую технику, снабжение войск, организацию и мобилизацию войск. А
исторической основой военного искусства считал военную историю, изучающую и
обобщающую исторический и современный боевой опыт.
Процесс развития военного искусства, замечал автор, есть процесс возникновения
нового и отмирания старого. Но не все, что существует и возникает, является
новым. Новое - это то, что выражает назревшие потребности военного искусства,
что прогрессивно, что ведет вперед. Старое - это то, что потеряло в данное
время значение. В отношении процесса превращения возможности нового в военном
искусстве в действительность Е. А. Разин предупреждал об авантюризме, когда при
отсутствии реальных возможностей пытаются применять новые формы военного
искусства, и о фатализме, когда полагаются на самотек и считают, что
возможность сама превратится в действительность, что новое само по себе
проложит путь и станет действительностью. "В основе развития военного искусства
лежит общий закон перехода от незначительных, скрытых количественных изменений
к открытым, коренным качественным изменениям, - замечал военный историк
профессор генерал-майор Е. А. Разин. - Это можно видеть на развитии вооружения
и организации армии, боевых порядков, тактических и оперативных форм ведения
войны. Процесс развития военного искусства включает постепенное изменение
способов ведения войны, операции и боя и переход к качественно новому военному
искусству".
Чтобы выяснить конечные причины тех или иных коренных изменений в способах
ведения войны и боя, необходимо прежде всего изучить развитие производства. От
него зависит производство оружия, которое непосредственно влияет на способы
ведения войны и боя. "Зависимостью исторического развития военного искусства от
развития производства определяется в основном в большей или меньшей степени
однообразие форм войны для данной исторической ступени, - писал автор, - а
условия применения этих форм (социальные и национальные особенности,
географические условия и пр.) создают их конкретное многообразное проявление".
Следовательно, надо различать историческое развитие основных способов ведения
войны и боя и многообразие их проявления. Так, например, в восемнадцатом веке в
|
|