Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Разная около-историческая литература. :: 1. Разин Е.А.- История военного искусства. XXXI в. до н. э. - VI в. н. э. (т. 1)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
Китая. Древний Китай вел успешную борьбу с угрожавшими ему кочевыми племенами, 
разгромил их, отстоял свою независимость и обеспечил необходимые условия для 
развития национальной культуры. 
 В этих же целях буржуазные идеологи опорочивают китайскую армию, которая, по 
их мнению, никогда не отличалась высокой боеспособностью. О высокой 
боеспособности и высоком уровне военного искусства древнего Китая говорят войны 
с гуннами. Решительные, хорошо подготовленные наступательные действия китайцев 
с глубоким вторжением на территорию противника обеспечили полный разгром гуннов.
 Этот успех в борьбе с подвижным противником, в частности, был следствием того, 
что китайцы сумели создать хорошую конницу, появление которой оказалось 
внезапным для гуннов. На последнем этапе борьбы с гуннами китайцы громили 
противника, не давая ему передышки для собирания, реорганизации и 
перегруппировки сил. 
 Военно-теоретическая мысль древнего Китая. Высокий уровень развития военного 
искусства древнего Китая, а также его общей и военной культуры определил 
развитие китайской военно-теоретической мысли. Основой военной науки Китая 
считалось "семикнижие" - семь трактатов по военному искусству, написанных в 
различное время китайскими военными теоретиками. Самые древние из них трактаты 
Сунь-цзы (конец VI и начало V века до н. э.) и У-цзы (начало IV века до н. э.). 
Трактат Сунь-цзы является самым древним из известных в настоящее время работ по 
военному искусству. Этот трактат заложил основы военной науки древнего Китая. 
Мао Цзе-дун назвал Сунь-цзы великим военным теоретиком древнего Китая. Трактат 
Сунь-цзы раскрывает содержание и показывает важнейшие принципы древнего 
китайского военного искусства. В этом отношении он имеет большое положительное 
значение. 
 Но Сунь-цзы был идеологом китайской рабовладельческой деспотии в период роста 
городов и торговли, в период усиления разложения сельской общины, развития 
рабства и в связи со всем этим резкого обострения классовой борьбы. В 
политическом отношении древний рабовладельческий Китай представлял собой в это 
время ряд отдельных деспотий, боровшихся между собой за господство в Китае. В 
этой обстановке Сунь-цзы разрабатывал свой трактат о военном искусстве прежде 
всего как учение о захватнической, грабительской войне рабовладельческой 
деспотии. Поэтому многие положения древнего теоретика привлекали и привлекают 
внимание современных идеологов империалистической буржуазии, особенно в Японии 
и США, чего нельзя не учитывать при изучении трактата Сунь-цзы. 
 Сунь-цзы был полководцем или военным советником в царстве У в годы правления 
Холюй (514-495 гг. до н. э.). Он успешно командовал.войсками царства У, о чем 
свидетельствует один из трактатов IV века до н. э.: "Был человек, который имел 
всего 30 тысяч войска, и в Поднебесной никто Не мог противостоять ему. Кто это? 
Отвечаю: "Сунь-цзы". 
 Трактат Сунь-цзы "О военном искусстве", в котором он обобщил исторический и 
свой личный боевой опыт, состоит из 13 глав: "Предварительные расчеты", 
"Ведение войны", "Стратегическое нападение", "Форма", "Мощь", "Полнота и 
пустота", "Борьба на войне", "Девять изменений", "Поход", "Формы местности", 
"Девять местностей", "Огневое нападение", "Использование шпионов". Все они 
написаны в краткой уставной форме и вместе с тем образно. Мы рассмотрим здесь 
лишь главнейшие положения этого трактата, в котором Сунь-цзы сделал попытку 
определить для своего времени условия достижения победы и показать причины 
поражений. 
 Прежде всего Сунь-цзы пытается определить значение войны. "Война, по его 
словам, это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь 
существования и гибели" (гл. I, п. 1). 
 Сунь-цзы заявляет, что если полководец усвоит излагаемую им теорию и будет 
применять ее, то "он непременно одержит победу" (гл. I, п. 5); если же этого он 
не сделает, то "непременно потерпит поражение". Этим категорическим 
утверждением Сунь-цзы явно переоценивал значение излагаемых им правил ведения 
войны. 
 Низкий уровень науки не позволял Сунь-цзы вскрыть действительные факторы, 
определяющие судьбы войны, тем более он не мог создать критерий ("правила"), 
при помощи которого возможно было бы предсказать течение военных событий. 
 Излагая основы ведения войны, Сунь-цзы делает попытку раскрыть ее 
стратегическое содержание. В основе ведения войны, по его словам, лежат пять 
моментов: путь, небо, земля, полководец, закон. "Путь - это когда достигают 
того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе 
с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни 
сомнений. Небо - это свет и мрак, холод и жара; это порядок времени. Земля - 
это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь. 
Полководец - это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость; закон 
- это воинский строй, командование и снабжение" (гл. I, п. 3). 
 Рассматривая по содержанию эти пять моментов, которые Сунь-цзы положил в 
основу ведения войны, можно определить, что "путь" - это моральное единство 
правителя и народа, "небо" - это расчет времени, "земля" военно-географический 
элемент, "полководец" - необходимые качества высшего командования, "закон" - 
подготовка войск и снабжение их. 
 "Путь" у Сунь-цзы - это догадка о значении морального фактора в ходе войны, 
зародыш научной постановки этого вопроса. Древний китайский теоретик требует 
единства мысли народа и правителя, при этом мысли народа должны быть подчинены 
мыслям правителя, а не наоборот. Идеолог рабовладельческой деспотии иначе 
мыслить и не мог: правитель выражает не волю народа, а свою волю в интересах 
господствующего класса, а народ должен выполнять его волю и мыслить одинаково 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-