|
оттуда ему помогла его "История военного искусства". Говорят, И. В. Сталин,
прочитав ее, с одобрением отозвался о книге и поинтересовался судьбой ее автора.
Вскоре Е. А. Разин снова возглавил кафедру истории военного искусства -
вначале в Военно-педагогическом институте, затем в Военной академии имени М. В.
Фрунзе, Академии бронетанковых и механизированных войск. Воинское звание
"генерал-майор" Е. А. Разину было присвоено в 1950 году.
Евгений Андреевич Разин был не только талантливый военный историк-ученый, но и
прекрасный педагог. Его лекции вызывали неизменное восхищение аудитории. Когда
в предвоенные годы он являлся членом редакционной коллегии
"Военно-исторического журнала", раскрылась еще одна сторона его таланта -
публициста, распространителя военно-исторических знаний. Он неизменно выступал
за то, чтобы журнал являлся научно-исследовательским изданием по вопросам
истории войн, военного искусства. При его поддержке и участии в журнале
регулярно публиковались критико-библиографические статьи на новые
военно-исторические труды, показывалась работа по военно-историческим
исследованиям в научных и учебных учреждениях, архивах, музеях и других
учреждениях страны. Профессор генерал-майор Е. А. Разин был добрым и заботливым
наставником ряда молодых военных историков, которые стали известными учеными,
педагогами, внесли значительный вклад в развитие истории войны и военного
искусства, в подготовку военных кадров.
В то же время он не всегда понимал молодых ученых, которые критически
относились к оценкам прошлых авторитетов в области военной истории. Так, в 1945
году в журнале "Военная мысль" No 6-7 была опубликована статья подполковника
Мещерякова "Клаузевиц и немецкая военная идеология". В ней автор критически
относился к военной доктрине Клаузевица, что по мнению Разина, противоречило
ленинской оценке этого военного теоретика, являлось "антиленинской вылазкой" и
"ревизией" его оценки... За разъяснениями по поводу этой статьи Е. А. Разин
обратился к И. В. Сталину. В журнале "Большевик" No 3 за 1947 год был
опубликован "Ответ тов. Сталина тов. Разину", в котором указывалось на ошибки
автора письма в оценке статьи Мещерякова и подчеркивалось, что его оценка "бьет
мимо цели".
Этот факт говорит о своеобразии эпохи, отношениях в ней к новому взгляду на
прошлое, которому не находили подтверждение в трудах классиков
марксизма-ленинизма. И еще: Е. А. Разин был человеком своей эпохи. В качестве
методологической основы монографии им была взята т.н. "марксистско-ленинская
военная наука", в основе которой были работы К. Маркса, Ф. Энгельса.
В настоящем, первом, томе, который печатается по изданию: Е. А. Разин.
"История военного искусства", т. 1, Воениздат 1955 г., показано военное
искусство примитивных рабовладельческих государств (Египет, Ассирия, Персия) и
классических рабовладельческих государств (Греция и Рим). Здесь только
опускается введение к курсу "Истории военного искусства", в котором изложены
основы марксистско-ленинского учения о войне и армии, задачи и содержание
истории военного искусства. Основное их содержание автор видит в следующем.
Развитие и образование армии Е. А. Разин показал как неизбежный продукт
классового общества и что современные вооруженные силы и способ ведения войны
явились результатом развития их в течение многих тысячелетий. Военное искусство
автор рассматривает как закономерный процесс. Война общественное явление, она
является продолжением политики заинтересованных государств и разных классов
внутри этих государств. Для определения характера войны, ее политического
содержания необходимо тщательное изучение состояния экономики и классовой
борьбы, внутренней и внешней политики воюющих сторон. Политические цели
выражают характер войны, показывают, в чьих интересах она ведется.
При определении отношения к войне Е. А. Разин исходил из исторических условий,
социального содержания войны и той исторической роли, которую данная война
сыграла. Прогрессивны, считал автор, только справедливые войны, разрушающие
вредные, реакционные учреждения, освобождающие народ от рабства и угнетения,
защищающие его свободу и независимость.
Автор указывал и на то, что в военной истории также упоминаются войны,
наименование которых определяются внешними признаками: формальными целями,
организационными формами, масштабами и пр. Таковы религиозные, династические,
локальные, коалиционные, мировые и превентивные войны. За каждым этим
наименованием кроется определенный характер войны, ее политическое содержание,
выраженное фактическими целями.
С древних времен, писал Е. А. Разин, существуют теории, которые оправдывают
грабительские войны и доказывают пользу таких войн. Так, еще греческий философ
Платон говорил, что война является естественным состоянием народов, а
Аристотель считал войну естественным способом приобретения собственности. Автор
"Истории военного искусства" критически относился и к таким идеологам как
Гоббсу, Лейбницу, Гегелю, Ницше, доказывавшим пользу войны, которые, по их
словам, сохраняют нравственное состояние народа и укрепляют их. Причину войн
они отыскивали либо в психике человека (психологическая теория), либо в
биологической борьбе за существование (биологическая теория). Автор говорит об
античеловечности учения английского священника Мальтуса, проповедывавшего
теорию о якобы чрезмерно быстром росте человеческого рода, называвшем войну
"благодетельным фактором", способствующим уничтожению "избыточного населения" и
восстановлению равновесия между средствами существования и численностью
населения. Разоблачалась также фашистская теория, которая также обосновывала
необходимость и пользу войн.
Как возникла армия? Отвечая на этот вопрос, профессор Е. А. Разин показывал,
что при первобытно-общинном строе племена представляли собою самодействующую
|
|