|
крепиться на чужих землях в форме системы
форпостов, портов, торговых колоний и кварталов, но и взять в свои руки всю
местную торговлю, а то и практически все хозяйство прилегающих районов и
навязать местным жителям, порой целым странам свою волю, свой принцип свободных
рыночных связей, в которых решающую роль играл материальный интерес. Со
временем, но не слишком быстро, эта форма колониализма могла перерасти и в иную,
обрести вид политического господства. И наконец, вариант четвертый, для
Востока наиболее типичный. Это те многочисленные случаи, когда колонизаторы
попадали в страны с развитой многовековой культурой и богатой традицией
государственности. Здесь большую роль играли различные обстоятельства: и
представления европейцев о богатстве той или иной страны Востока, например
Индии, и реальная сила колонизуемой страны,
т. е. крепость ее государственной власти, и традиционные формы той или иной
восточной цивилизации с их нормами и принципами, и многое другое, в том числе
случай, всегда игравший важную роль в истории. Конкретно обо всем этом будет
идти речь впереди. Пока же стоит заметить, что англичане сумели укрепиться и
овладеть Индией в немалой степени потому, что этому способствовала исторически
сложившаяся социально-политическая система этой страны с ее слабой политической
властью. Но, пока те или иные страны Востока, о которых идет речь, еще не стали
политически подчиненными метрополии (что следует датировать лишь XIX веком),
характерным для четвертого варианта колонизации следует считать то, что
колонизаторы в таких странах были меньшинством, которое действовало в условиях
достаточно развитого колонизуемого общества, управляемого местными правителями
и живущего по собственным порядкам. В рамках четвертого варианта колонизаторы
не могли ни создать структуру по европейской модели (как в первом), ни создать
гибридную структуру (как во втором), ни просто придавить своей мощью и
направить целиком по желаемому пути жизнь отсталого местного населения, как то
было в Африке, на островах пряностей и т. п. (вариант третий). Здесь можно было
лишь активно развивать торговлю и за счет рыночного обмена получать выгоду. Но
при этом — что весьма существенно — европейцы, за редкими исключениями, должны
были платить наличными, золотом и серебром. Хотя в качестве платы принималось
также европейское оружие и кое-что еще, восточный рынок тем не менее не
нуждался в тех товарах, которые европейцы до XIX в. могли ему предложить. Нужна
была наличность. И вот здесь-то самое время ограничить изложение проб лемы
колонизации и колониализма в широком смысле слова (как великого всемирного
феномена, связанного с процессом генезиса капитализма, бывшего в некотором
смысле территориальной базой его вскармливания и возмужания) и обратиться к
колониализму в узком, так сказать, в собственном смысле этого слова — в том
самом, в каком он звучит сегодня повсеместно и имеет почти однозначнук
негативную оценку.
Колониализм на Востоке
Конкретно речь теперь пойдет о том, что же такое колониализм с точки
зрения народов, подвергшихся колонизации. Это, разумеется, касается и тех
аборигенов, которые были объектом оттеснения с их земель, уничтожения и
подчинения колонистами в случаях, имевших отношение к первому и второму
вариантам колонизации (Америка, Австралия, Ноная Исландия и ДР.). Ill)
ирецмущситисшю иш i.>il>ii.iuj третьего и особенно четвертого вариантов
колонизации, т. е. тех
19
случаев, когда речь идет не о массовых переселениях и об освоении
слабозаселенных земель новой общностью, а о бесцеремонном вторжении
своекорыстного и опирающегося на силу меньшинства с целью извлечь выгоду из
рыночного обмена и заставить работать на себя местное население, не говоря уже
о таких бесчеловечных явлениях, как работорговля. Снова оговоримся, что и
транзитная .торговля с погоней за выгодой, и эксплуатация местного населения, и
работорговля не были придуманы колонизаторами-европейцами. Все это существовало
и ранее, до них и независимо от них. Порой торговали и самими попавшими в плен
европейцами, становившимися рабами турок или арабов, монголов или персов.
Поэтому имеется в виду лишь характеристика феномена, связанного с выходом на
авансцену ранне-капиталистической Европы, представители которой в странах,
послуживших объектами колониальной экспансии, действовали, по существу,
традиционными методами, но зато с энергией и целеустремленностью, присущими
новому, поднимающемуся капиталистическому строю. Именно это и стало
колониализмом в привычном ныне значении слова, во всяком случае на начальном
этапе. Начальный этап, как упоминалось, был связан с деятельностью прежде всего
португальцев (испанцев на Востоке, за исключением Филиппин, практически не
было; Филиппины же развивались во многом по латиноамериканской модели, о чем
уже говорилось), и в количественном отношении эта деятельность была связана
едва ли не прежде всего с африканской работорговлей, хотя португальцы
одновременно активно интересовались пряностями и раритетами и. именно им
принадлежали первые европейские торговые фактории в Индии, Индонезии, на
Цейлоне, китайском побережье и т. п. Португальский колониализм в Африке и Азии
( в отличие от Америки) был по характеру торговым (третий и четвертый варианты
колонизации), что, собственно, в немалой мере и определило со временем
афро-азиатские варианты европейской колонизации до XIX в. Но торговля с
Востоком, даже с Африкой (где в качестве эквивалента обмена нередко шли в дело
стеклянные бусы, дешевые лоскуты, не говоря уже о спиртном), требовало средств.
Пряности стоили дорого, доставка их — еще дороже. Дае ружья, которые шли в
обмен за товары вместо серебра, тоже стоили денег, того же серебра. Где было
взять прагоценный металл? Вопрос этот не стоило бы и поднимать — ответ на него
общеизве-сген. Собс
|
|