|
того времени, это весьма небольшой срок). Однако
история остается историей и, естественно, должна восприниматься во всей ее
сложной и противоречивой реальности. А сложность и противоречивость эта не
только в том, что несомненная связь раннего капитализма и колониализма отнюдь
не прямолинейна, но также и в том, что весьма неоднозначен сам привычный для
нашего уха феномен колониализма как такового. Выше не случайно был поставлен
вопрос об истоках колониализма и о колонизации в древности, в средние века.
Дело в том, что колониализм как феномен обычно воспринимается резко негативно.
Между тем именно за счет колонизации ближних окраин, а иногда и дальних
заморских территорий шел процесс развития, взаимовлияния культур и т. п., что
вносило немалый вклад в развитие человечества. Поэтому необходимо четко
определить, что следует понимать под термином «колониализм» и в каком смысле мы
будем оперировать этим словом далее. Колониализм в широком смысле слова — это
то важное явление всемирно-исторического значения, о котором только что было
упомянуто. Это хозяйственное освоение пустующих либо слабозаселенных земель,
оседание на заморских территориях мигрантов, которые приносили с собой
привычную для них организацию общества, труда и быта и вступали ввесьма.
непростые взаимоотношения с аборигец-ным населением, находившимся, как правило,
на более низкой ступени развития. Каждая конкретная ситуация, складывающаяся из
множества порой едва уловимых компонентов, дает свой результат и создает в
том или ином случае уникальное стечение условий и. обстоятельств, от которого
зависит многое, в том числе дальнейшая судьба колонии и ее населения. Но при
всей уникальности конкретных обстоятельств есть и некоторые общие
закономерности, которые позволяют свести феномен колониализма к нескольким
основным вариантам. Один из них — постепенное освоение отдаленных чужих, но
пустующих либо слабозаселенных земель поселенцами-колонистами, являющими собой
более или менее компактную общность и составляющими на освоенной ими новой
территории подавляющее большинство населения. Аборигены при этом обычно
оттесняются на окраинные и худшие земли, где они постепенно вымирают либо
истребляются в стычках с колонистами. Так были освоены и заселены Северная
Америка, Австралия, Новая Зеландия. С некоторыми оговорками это можно отнести и
к южноафриканским республикам буров. На этих землях со временем возникли, как
известно, государственные образования по европейской модели — той самой, что
была перенесена в качестве само собой разумеющегося' социального генотипа
мигрантами, составившими, если не иметь в виду Южную Африку, основу населения
(10% примеси негров, потомков привезенных в Северную Америку африканских рабов,
в данном случае существенного влияния на процесс в целом не оказали). Другой
вариант — миграция новопоселенцев в районы с значительным местным населением,
опирающимся к тому же на весомые собственные традиции цивилизации и
государственности. Этот вариант гораздо более сложен и в свою очередь может
быть подразделен на различные подварианты. Но, не усложняя типологии, обратим
внимание лишь на одну важную деталь — на прочность развитой цивилизационной
традиции. В Центральной и Южной Америке такая традиция была, причем
многовековая, но она оказалась непрочной и локально ограниченной, что в немалой
степени объясняет ту легкость, с которой ее слабые ростки были уничтожены
колонизаторами. Если принять к тому же во внимание, что этими колонизаторами
были не англичане с их сильными капиталистическими тенденциями и мощным духом
пуританского протестантизма, а португальцы и испанцы с преобладавшими среди них
феодальными формами отношений и католицизмом, то легко понять, почему
латинизация Южной и Центральной Америки привела к иным результатам, нежели
колонизация Северной. Другой состав населения (индейцы, огромное количество
африканских негров, не слишком большое число переселенцев из Европы и, как
результат, преобладание мулатов и метисов), иные традиции, более низкий уровень
исходной точки развитие .Цйреобладание традиционно-
<-- 'к .
"'.niil-
""i . •:*
неевропейского пути развития — как за счет привычного социального генотипа
индейцев и негров, так и в немалой степени за счет весомых элементов такого же
типа отношений в феодальных традициях переселенцев — привели в конечном счете к
тому, что сложившиеся в Латинской Америке формы социальных отношений оказались
гибридными. При этом из европейской модели были заимствованы не столько
антично-капиталистические частнособственнические тенденции, ориентированные на
рыночные связи и стимулирующие инициативу, энергию индивида, защищающие его
права (как то было в Северной Америке, а затем в Австралии, Новой Зеландии, у
буров), хотя при этом и лишающие таких прав негров и аборигенов, сколько
религиозные и феодальные. Гибрид же европейского феодализма и католицизма с
индейскими традиционными формами существования не способствовал энергичным
темпам развития, выработке необходимых трудовых навыков и т. п. Иными словами,
второй вариант колонизации не вел к быстрому развитию колонии, но все же
содержал потенции для некоторого развития, хотя бы за счет наличия пусть
небольшой, но все же существовавшей и игравшей свою роль доли европейской
частнопредпринимательской традиции, восходившей к антично-капиталистическому
типу развития. Вариант третий — колонизация районов с неблагоприятными для
европейцев условиями обитания. В этих нередких случаях местное население,
независимо от его численности, было преобладающим. Европейцы оказывались лишь
малочисленным вкраплением в него, как то имело место повсюду в Африке, в
Индонезии, Океании и кое-где на Азиатском континенте (хотя о развитом Востоке
речь впереди). Слабость, а то и почти полное отсутствие политической
администрации и государственности здесь помогали колонизаторам легко и с
минимальными потерями не только
|
|