Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Л.С. Васильев - ИСТОРИЯ ВОСТОКА :: 2. Л.С. Васильев - ИСТОРИЯ ВОСТОКА. T-2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 236
 <<-
 
е это 
ставило перед новым султаном и его советниками, наиболее известным из которых 
был Решид-паша, нелегкие задачи, решить которые можно было только с помощью 
очередного тура реформ. Требовались радикальные преобразования, и
    
    именно к ним управители империи вынуждены были прибегнуть. Очередной *гур 
реформ (1839—1870) получил наименование Ганзима та («реформы», 
«преобразования»).
    Танзимат
    Опубликованный в ноябре 1839 г. Гюльханейский хатт-и-шериф гласил, что 
новый султан ставит своей целью обеспечить всем подданным гарантии безопасности 
их жизни, чести и имущества, отменить систему откупов и упорядочить 
налогообложение, а также изменить порядок призыва на военную службу. Для 
осуществления этой программы в начале 40-х годов был проведен ряд реформ в 
сфере администрации (создание меджлисов, т. е. совещательных органов с участием 
немусульман при управителях вилайетов и санджаков), суда (составление 
уголовного и коммерческого кодексов), образования (создание системы светских 
школ), а также принят ряд мер для усовершенствования земельных отношений и 
развития экономики.
    Реформы вызвали яростное сопротивление в стране, особенно со стороны 
духовенства, ревностных приверженцев ислама. В трансформации традиционной 
системы отношений они видели еще один шаг на пути к европеизации страны и 
соответственно к ослаблению своего влияния, что не могло не расцениваться ими 
как крушение основ. Одним из наиболее уязвимых пунктов всей программы Танзимата 
был вопрос о статусе многочисленных подданных империи, не принадлежавших к 
числу турок и вообще мусульман: попытка уравнять в правах немусульман с 
мусульманами встретила наибольшее сопротивление в стране. В результате так и не 
был изменен порядок призыва на военную службу (армия по-прежнему 
комплектовалась из мусульман). Более того, проблема статуса христиан вызвала 
конфликт с Россией, претендовавшей на покровительство по отношению к ним и к 
«святым местам» в Палестине, что в конечном счете явилось поводом для Крымской 
войны 1853—1856 гг. По итогам войны Турция оказалась в стане победителей, но 
эта победа была для нее пирровой, ибо истощила казну и положила начало 
драматически нараставшей внешней задолженности страны. Главным же результатом 
войны и связанного с этим очередного нажима держав было продолжение 
танзиматских реформ.
    Реформы 50—60-х годов сделали еще один шаг по пути установления равенства 
всех подданных империи: был учрежден официальный статус немусульманских 
общин-миллетов (греческой, армянской, еврейской и др.), объявлено о допуске их 
представителей к государственной службе (вопрос об участии их в армии остался 
нерешенным). Был принят важный закон о земле, отменены цеховые регламенты в 
городах, упорядочена система налоговых откупов. Судебная власть была отделена 
от административной, а шариатские
    
    суды несколько потеснены. Было создано министерство просвещения, ведавшее 
светскими учебными заведениями, вплоть до высших. И наконец, реформы 
предоставили немало прав и льгот иностранному капиталу, прежде всего право на 
владение недвижимостью. Осуществление всех этих реформ было связано с 
деятельностью виднейших реформаторов второй половины XIX в. Али-паши и 
Фуад-паши, советников Абдул-Меджидаи его преемника Абдул-Азиза1(1861— 1876), 
руководивших правительством империи. Руководствуясь доктриной османизма (все 
подданные империи — османы), они стремились сохранить доминирующее положение 
турок в стране при формальном равенстве всех населяющих империю народов. 
Понимая необходимость дальнейшей европеизации страны, они делали 
соответствующие уступки иностранному капиталу, хотя и отчетливо осознавали, 
сколь непопулярна эта политика и какие мощные силы в империи противостоят ей.
    Что касается уступок, то они сводились к тарифным льготам (8 % — единый 
таможенный налог для иностранных товаров), к подтверждению режима капитуляций, 
к учреждению ведущего в финансовых делах империи англо-французского 
Оттоманского банка (1856), вскоре приобретшего статус государственного банка, а 
также к обширным капиталовложениям в промышленное, железнодорожное 
строительство, добычу и обработку сельскохозяйственного и иного сырья. Следует 
заметить, что одновременно рос внешний долг страны, ибо дефицит 
государственного бюджета со времен Крымской войны погашался за счет займов. 
Задолженность к 1876 г. достигла огромной суммы в 6 млрд. франков. Платой за 
это было все более широкое предоставление иностранному капиталу возможностей 
для проникновения в экономику империи. Результатом этого было постепенное 
изменение хозяйства страны, втягивавшейся в мировой рынок. Изменялся облик 
экономики как в сфере традиционного ремесла и торговли, так и в области 
сельского хозяйства. Все более заметные позиции в хозяйстве занимала 
нарождавшаяся промышленность, для ее нужд создавалась развитая инфраструктура.
    Все эти в общем позитивные для страны перемены, включая и то, что 
следствием их было экономическое вторжение в страну иностранного капитала, 
сопровождались ростом национального самосознания, особенно в среде образованных 
интеллектуалов. В 1865 г. возникло тайное общество «новых османов», ставившее 
своей целью создать в стране режим конституционной монархии. В начале 70-х 
годов в Стамбуле начала издаваться газета «Ибрет» («Наставление»), отражавшая 
их идеи. И хотя газета вскоре была закрыта, позиции сторонников конституции, во 
гдаве которых стал нидни сановник империи Мидхат-паша, к середине 70-х годов 
заметно усилились. Массовые выступления учащихся в мае 1876 г. послужили 
сигналом для начала решительных действий: султан Абдул-Азиз был низложен,
    
    а новый султан Абдул-Хамид II согласился на конституцию, которая была 
официально принята в декабре 1876 г.
    Конституция провозглашала основные права и свободы граждан империи, создала 
двухпалатн
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 236
 <<-