|
традиционной структуры, но и вынужденное
ее приспособление к новым условиям. Однако о гармоническом синтезе старого и
нового говорить не приходится: просто старое оттеснялось, а новое занимало его
место; только частично элементы старого включались в капиталистическую
экономику, как в городах, так и в хозяйствах колонистов. Иными словами, шел
постепенный процесс втягивания старого в новое, ломки традиционных норм —
процесс медленный и весьма болезненный для традиционной структуры. Результаты
его были далеко не однозначны.
С одной стороны, определенная часть местного населения вовлекалась в
капиталистическое колониальное хозяйство и приобретала определенные навыки,
опыт, образование, профессию. Именно из ее рядов формировались слои фабричных
рабочих, шахтеров, работников сферы обслуживания, транспорта. Из этих же рядов
выходили грамотные и образованные представители местного населения,
интеллигенция, деятели культуры, администраторы, даже менеджеры. В то же время
другая, основная часть, особенно крестьянство, оставалась почти целиком в сфере
традиционных форм хозяйства и быта. И не только оставалась, но и, ориентируясь
на своих лидеров из числа знати или исламских религиозных
функционеров-марабутов, начинала активно выступать против нежеланных новшеств,
ставивших под угрозу привычный образ жизни и веками апробированные ценности
ислама. Общество как бы раскалывалось на два: на ориентировавшихся на традицию
и на тех, кто видел зримые преимущества европейской капиталистической культуры,
науки и техники и был склонен приобщиться к ним, усиливая за этот счет
потенциал и позиции своей страны.
Соответственно и в политической жизни стран Северной и Северо-Восточной
Африки и Эфиопии формировались, а с конца XIX в. вплоть до периода
деколонизации задавали тон в общественно-политической жизни две основные силы —
традиционалисты и реформаторы («старо» и «младо»), не только противостоявшие
друг другу, но и порой ожесточенно боровшиеся за власть и за определение
стратегии развития своей страны. Стоит заметить при этом, что далеко не все
сторонники традиционалистов (скажем, Ораби-паша) были религиозными фанатиками и
реакционерами, как не всегда их противники были способны вести страну к
прогрессу. Тем не менее именно такого рода размежевание задавало тон в Северной
Африке, что было близко к аналогичной ситуации и в остальной (полуколониальной)
части Востока, о которой пойдет речь впереди. Видимо, такого рода размежевание
логично и естественно для стран с собственным весомым
религиозно-цивилизационным фундаментом. Оно, в частности, было неплохо заметно
и в Индии, где деятельности Национального конгресса противостояли силы,
ориентировавшиеся на стопроцентный индуизм. Правда, в Индии это противостояние
не сыграло сколько-нибудь значительной роли и было оттеснено на задний план
главным политическим противоборством (между Конгрессом и англичанами). Это
следует объяснять именно тем, что европейцы там были колонизаторами и властью.
Нечто подобное, хотя и не в столь явной форме, имело место и в Северной Африке,
где заметное размежевание во внутриполитической жизни между традиционалистами и
реформаторами было все же второстепенным на фоне общего противостояния
традиционных структур колонизаторам. Впрочем, случались и исключения (эпизод с
Ораби-пашой в Египте).
Как легко заметить, общая ситуация на севере Африки отличалась от того, что
было южнее Сахары: на севере традиционные общества, опиравшиеся на сильный
собственный религиозно-цивилизационный исламский фундамент, являли собой не
просто особый сектор хозяйства и специфический уклад жизни, но и весомую
альтернативу — народу предоставлялся своего рода выбор, что и проявилось в
противоборстве реформаторов и традиционалистов. К югу от Сахары альтернативы не
было, как не было и собственного фундамента цивилизации; была дихотомия: либо
оставаться на уровне первобытности, либо, заимствуя основы европейской культуры
и капиталистического хозяйства, развиваться, имея впереди перспективу
деколонизации и самостоятельности. Неудивительно, что в Тропической Африке не
было противоборства традиционалистов и
Эта страна, не будучи ни северной, ни арабской, функционально тяготеет к
северу хотя бы потому, что имеет близкийхиему и вееьма отличный от негритянских
обществ Африки религиозно-цивилизационный фундамент.
реформаторов,— просто вопрос там стоял иначе. Но было и нечто общее для
всей колониально» Африки: сопротивление колониализму. В разных формах, но оно
ощущалось везде, как повсюду ему сопутствовало неизбежное приспособление
традиции к современным условиям существования.
На что опиралась приспосабливавшаяся традиция в борьбе с внешним вторжением
колониального капитала и сопутствующих ему нововведений? В Тропической Африке —
на общину в самом широком смысле этого слова, т. е. на общинность как способ
жизни, включая и формы существования, и формы ведения хозяйства, и формы
общения, и т. д., вплоть до трибализма и земляческих ассоциаций в городах. На
севере опора была иной — она уходила в глубины религиозной цивилизации,
исламского образа жизни, культуры, принципов и мировоззренческих представлений.
Но по отношению к колониализму эти различия, сами по себе весьма существенные,
отходили на задний план: и на севере, и на юге традиция противостояла
колониальному капиталу, причем в зависимости от обстоятельств такое
противостояние принимало разные формы, включая тенденции к характерному для
мира ислама эгалитаризму и более свойственные примитивным формам общежития на
юге Африке тенденции к деспотизму неограниченной власти диктатора (обе эти
тенденции в период деколонизации и становления независимости в странах Африки
проявили себя достаточно широко и красноречиво).
Африка и юг Азии как колонии: общность исторических судеб и ее первопричин
|
|