Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Л.С. Васильев - ИСТОРИЯ ВОСТОКА :: 2. Л.С. Васильев - ИСТОРИЯ ВОСТОКА. T-2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 236
 <<-
 
чевидно, что при всей включенности Востока в мировую историю, 
особенно в эти XIX—XX вв., предлагаемые рамки более адекватно отвечают 
реальному историческому процессу, нежели те, которые исторически мало с ним 
связаны, хотя и имеют всемирно-историческое значение.
    Истоки колониализма
     Итак, речь пойдет о Востоке в период колониализма. Вроде бы все хорошо 
знают и понимают, что такое колониализм для Востока. Но обычно редко ставят 
вопрос о происхождении феномена колониализма как такового и об истоках 
колониальной экспансии на Востоке. Между тем вопрос стоит того, чтобы уделить 
ему внимание. Понятие «колония» (лат. «поселение») возникло в античной 
древности и использовалось для обозначения поселений, расположенных в стороне 
от первоначального центра, а то и достаточно далеко от него. В принципе такого 
рода расселение было хорошо известно земледельцам со времен неолита; более того,
 именно так и распространялись по ойкумене достижения неолитической революции. 
Но котда мы говорим о колониях в более узком и специальном смысле этого слова, 
то речь идет не просто о расселении переселенцев. Остается в стороне даже так 
называемая внутренняя колонизация, т. е. постепенное освоение пустующих земель 
в рамках данного региона, будь то средневековая Европа, Россия или Африка. Для 
нас важно обратить преимущественное внимание на такие поселения, которые были 
вызваны к жизни потребностями торгово-экономического развития и имели своим 
результатом создание на чужой территории автономных анклавов, в рамках которых 
поселенцы-колонисты воссоздавали свойственную им структуру, родственную той, 
что была в далекой метрополии. Но и это последнее следует считать типичным, 
потому и необходимо внести уточняющую поправку: колониальная структура обычно 
отлична от той, которая господствует среди аборигенного населения, причем эту 
разницу колонисты ревностно блюдут, равно как и традиционные связи с 
метрополией. Иными словами, речь идет о таких колониях, которые можно считать 
некими форпостами метрополии на чужой земле, форпостами, с выгодой 
используемыми с целью наживы, для и во имя процветания населения метрополии 
(включая и колонистов). — Игтпрдиуи ттрпими f щирпд-пм размахом реализовавшими 
практику колонизации, были финикийцы — для них торговля и мореплавание были 
едва ли не основным занятием. О финикийском
    феномене специально шла речь в первой части работы, причем особо отмечалось,
 что финикийцы в некотором смысле — предтеча, предшественники античных греков. 
Позже эстафету колонизации финикийцы передали грекам, а те — римлянам. В 
какой-то степени процессом такого же рода можно считать и эллинизацию Ближнего 
Востока после походов Александра, хотя характер колонизации в это время был 
все-таки несколько иным. В средние века колониальные анклавы создавали такие 
торговые республики, как Венеция или Генуя, а также торговые союзы типа Ганзы. 
Но существовали ли колонии у стран и народов Востока? И более того, могли ли в 
принципе создаваться колонии государствами Востока? Категорически 
отрицательного ответа дать на эти вопросы нельзя. В принципе восточные купцы 
вполне могли создавать и создавали на чужих территориях свои анклавы — 
достаточно напомнить о китайцах в Юго-Восточной Азии и об арабах на 
восточноафриканском побережье. Но были ли это колонии в полном смысле слова? О 
китайцах известно немало, об африканских арабах — меньше. Но и в том, и другом 
случае перед нами все же не замкнутые колониальные анклавы. Что касается 
китайцев, то они поддерживали связи с
    меньше. Но и в том, и
    анклавы.
    Ъ*ЛЛЛЪЛ**лмк. —-__ __._
    Китаем, быть может, во много раз более тесные, нежели, скажем, жители 
финикийского Карфагена или греческой Ольвии со своими метрополиями. Но при всем 
том у китайцев вне Китая нигде и никогда не было административно замкнутых 
поселений типа анклавов — они всегда достаточно гармонично вписывались в 
местную структуру и лишь веками хранили в ее административных рамках общинные, 
клановые и иные корпоративные связи. Что касается арабов в Африке — и не только 
на побережье, но и в городах Судана,— то, несмотря на явно выраженную именно 
арабо-мусульманскую структуру, которую они приносили с собой и по образу 
которой создавались в Африке первые города, эти города не были арабскими 
анклавами в полном смысле этого слова. В Судане они становились частью 
африканских государственных образований, на восточноафриканском побережье они 
быстро подвергались воздействию со стороны местного населения и в расовом, 
этническом, даже языковом плане становились образованиями нового типа, не 
слишком связанными с метрополией. Словом, и в случае с китайскими купцами, и с 
африканскими арабами не было стоящей за их спинами метрополии как мощной 
политической силы, на которую колонисты всегда могли бы опереться. Напротив, 
выселившиеся на чужие земли китайцы и арабы (как и представители иных восточных 
государств) оказывались как бы отрезанным ломтем. Государства не только не были 
заинтересованы в официальной их поддержке, но даже вообще как бы игнорировали 
их." Для зтого бмлц спои весомые
    причины.
    
     Выше уже не раз шла речь о традиционном восточном государстве и восточном 
социуме. Для восточного государства интересы торговцев, связанных с 
частнособственнической предпринимательской деятельно стью и ориентировавшихся 
на рынок, всегда были чужды. Взять с купцов пошлины, получить от них взятки — 
это другое дело. Но заботиться об их процветании вне пределов государства •— 
это уж увольте! Другое дело, когда самому государству выгодно расширить свое 
влияние на той или иной чужой территории, как то было, скажем, с маскатским 
Оманом на восточноафриканском побережье (Занзибарский султанат). Но это уже 
была не ко
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 236
 <<-