|
ной его форме. Совершенно
очевидно, что хронологически этот этап, важный для Востока в целом, включая
Африку и Латинскую .Америку, не вполне совпадает с хронологическими рамками
европейской новой истории. Как же быть? Легче всего закрыть на это глаза, что
обычно и делается в учебных пособиях, а также в специальных работах и
энциклопедиях. Раз наступил период новой истории и раз этот период в некотором
смысле всеобщий, всемирный, так что же мудрствовать? И история всех стран
автоматически делится в соответствии с рамками европейской истории, вне
зависимости от того, насколько это соответствует реалиям и динамике
исторических событий в той или иной стране и тем более на Востоке в целом.
Между тем периодизация как метод интерпретации и даже просто понимания
исторических событий тем и ценен, для того и нужен, чтобы увидеть и вычленить
определенные закономерности процесса развития. Бели же вместо анализа этого
процесса идти по пути автоматического пристегивания его к общему ходу событий,
то это ничем не отличается от того, чтобы для упрощения понимания считать все
древние общества рабовладельческими, а все средневековые — феодальными. Просто
и понятно каждому. Но не хватит ли такой простоты? Вот почему, оставляя в
стороне вопросы о периоде новой истории в Европе, о хронологических рамках
этого периода и его важности для понимания всемирной истории, стоит поставить
перед собой иные: каким временем можно очертить столь важный для истории
Востока период господства колониализма, ще начало этого периода, чем и почему
следует обозначить его' конец? Как уже было показано, начало колониальной
торговой экспансии было положено в XVI в. В Индии и особенно Индонезии, а также
в Африке колониальная экспансия португальцев, испанцев, затем голландцев,
англичан и французов ширилась с каждым веком. Понемногу она захватывала и
другие районы Востока. Логически рассуждая, именно XVI век по справедливости
можно было бы считать началом этапа колониализма. И в какой-то степени это
именно так и было. Дело в том, что, хотя колониализм так и не сумел привести к
кардинальной ломке структуры стран традиционного Востока и тем более
содействовать становлению там капитализма (о Японии разговор особый), он,
однако, как уже было упомянуто, принес Востоку нечто сущностно новое. Вопрос
только в том, как понимать это новое. Что это такое? И с какого именно момента
этого сущностно нового было достаточно, чтобы вести речь о новом этапе истории
Востока? На этапе торговой экспансии, сопровождавшейся грубыми вторжениями,
территориальной аннексией выгодных форпостов, ттгцинрнирм и дяжр ппродРляинпй
дРфпрмяттисй хозяйства В ВСКОТА-рых странах (Индия, Индонезия), а также
массовым порабощением людей (Африка, частично Индонезия), активному воздействию
ко-
лониализма подверглись лишь некоторые страны Востока. Кроме того, к
кардинальным изменениям и существенной деформации экономики традиционных
восточных обществ этап колониальной торговой экспансии не вел. Целью
колонизаторов были вначале лишь восточные редкости, прежде всего пряности, а
затем рабы. И хотя платили они за это мало, но все-таки платили. Серебро текло
с запада на восток, а не в обратном направлении. То есть перед нами торговля.
Пусть неравноправная, подчас неэквивалентная, даже из-под палки,
сопровождавшаяся принуждением и насилиями, порабощением людей и т. п., но все
же именно торговля., К торговому обмену Восток привык. Более того, не были для
него необычными ни несправедливости, ни насилия, ни даже зверства, ни массовое
порабощение людей либо вторжения злобных иностранцев. Достаточно напомнить о
монгольском нашествии, о походах Тимура. Правда, торговый колониализм принес с
собой и нечто новое, к чему на Востоке еще далеко не везде привыкли: он
принуждал людей к каждодневному тяжелому регулярному труду, сопровождая это
принуждение силой оружия и превращая таким образом труд в каторгу, которую
долго могли выдерживать лишь немногие (собственно, именно это и вызывало
потребность во все новых и новых отрядах обреченных на быструю гибель рабов).
Но этого нового было в те времена, о которых идет речь (XVI—XVIII вв.), еще все
же недостаточно для того, чтобы говорить о сущностно новом, хотя принуждение к
труду и было его важным элементом. Иное дело — XIX век, век колониальной
экспансии промышленного капитализма. Картина совершенно иная. Поток фабричных
товаров из метрополии стал быстро превращать колонии и зависимые страны Востока
в ценные для европейского капитализма рынки сбыта и не менее ценные источники
сырья. Рыночные связи теперь уста навливались гораздо более прочно, а по их
каналам средства (вклю чая и серебро) текли теперь чаще в обратном направлении.
Этому сопутствовали разорение традиционного восточного ремесла, упадок торговли,
а также крушение привычных норм бытия и сопровож давшие его политические
кризисы, ослабление государственной власти и многое другое, с этим связанное.
Вот это и есть то сущностно новое, что вносило немало изменений в привычные
нормы и условия жизни стран и народов Востока. Вот почему целесообразно
хронологически начинать период колониализма на Востоке именно с XIX в. Где
раньше, ще позже, но в целом примерно с XIX в., может быть, даже с середины его.
Естественно ц логично, что конец периода колониализма следует видеть именно
там, где он вполне отчетливо прослеживается, т. е. в севедине XX. в., после
второй мировой войны. Для Востока в целом, включая и Африку, концом периода
колониализма и потояу важ нейшим для его истории хронологическим ,рубежом
является именно
то время, когда он высвободился от колониальной зависимости, когда страны
Востока стали независимыми. Поэтому неудивительно, что в качестве рамок,
которыми следует ограничить новый этап истории Востока в целом, этап
колониализма, берутся именно предлагаемые здесь, т. е. середина XIX— середина
XX в. Совершенно
|
|