|
зить. Достаточно
напомнить, что в Юго-Восточной Азии, за исключением раннего и весьма
кратковременного Малайского султаната Искандер-шаха в XV в., практически почти
не было сколько-нибудь крупных и воинственно активных, стремившихся объедините
вокруг себя других и преуспевших в этом государств ислама. Типичной картиной
была мозаика мелких султанатов, хотя и враждовавших, воевавших друг с другом,
но при всем том не изменивших политическую картину в целом. Единственное, что
укоренилось от исламской цивилизации весьма крепко и к тому же наложилось на
уже существовавшие аналогичные представления, это все те же идеи эгалитаризма,
принципы борьбы за социальную справедливость. В этом были единодушны все,
включая и конфуцианцев. Колониализм появился в Юго-Восточной Азии рано и
столкнулся здесь с недостаточно развитым обществом, сравнительно слабой
государственностью, включая острые политические междоусобицы, а также с пестрым
цивилизационным пластом, мощь которого в различных местах региона варьировала
от нулевой отметки до весьма заметных размеров. Длительное время колониализм
оставался на уровне торгового, довольствуясь лишь факториями, небольшими
анклавами невдалеке от побережья, и опираясь на сотрудничество вождей и
правителей окружавших эти анклавы небольших государств, чаще всего султанатов.
Давление чужеземной структуры в этих обстоятельствах, несмотря на жесткие
способы эксплуатации труда (включая и рабский), в целом ощущалось не слишком, а
усилиями миссионеров оно к тому же в немалой мере н гасилось. Соответственно
слабым было и сопротивление. Что же касается приспособления традиционной
структуры к чуждой, то его рамки ограничивались небольшой территорией анклавов
(крупнейший из них был на Яве) и были весьма ограниченными, во всяком случае до
XIX в. В XIX в. начался новый этап колониализма, связанный с его активной
территориальной экспансией и промышленным освоением колоний. Англичане в
результате войн захватили Бирму, с помощью мощного экономического и
политического нажима овладели Малайей (султаны были де-факто превращены в их
марионеток) и заняли сильные позиции в Сиаме. Французы военными методами
захватили Вьетнам и затем посредством давления — Камбоджу и Лаос. Голландцы с
помощью войн, крупнейшей из которых была Ачехская, овладели практически всей
Индонезией. Исключением оставались лишь Филиппины, которые, будучи захвачены
испанскими колонизаторами еще в XVI в., сразу стали колонией Испании, так что
XIX век для филиппинцев ознаменовался не столько дальнейшим усилрттисм
гплгятачятт, ин-плысо нярястанийМ СОПрОТИВЛСНИЯ В борьбе за национальное
освобождение и политическую самостоятельность.
Вот этот-то натиск колонизаторов, завершившийся успехом для них в основном
к концу XIX в., когда неколонизованным остался только игравший роль буфера
между английскими и французскими владениями в Индокитае Сиам, и явился
импульсом, который стимулировал быстрый рост как сопротивления традиционных
структур чуждому вмешательству, ломавшему привычный образ жизни, так и
приспособления их к тому новому, что нес с собой европейский капитал, включая
многие европейские идей, институты и ценности, европейское образование и
культуру, европейскую, западную цивилизацию, от железных дорог, почт и больниц
до школ, газет, партий и парламентарной выборной процедуры. Конечно, и здесь
тропики и все с ними связанное замедляли процесс. Юго-Восточная Азия, где все
началось лишь в конце XIX в., была в менее выгодном положении по сравнению,
скажем, с Индией. Свою роль сыграли и природно-климатические условия, и
изначально низкий стартовый уровень собственного развития народов этого региона,
и сравнительная слабость, даже пестрота цивилизационного фундамента и
религиозно-культурных традиций. Неудивительно, что все это, вместе взятое,
ограничивало темпы роста и особенно сопротивление традиционной структуры
колониализму. Если не считать немногих колониальных войн и близких к ним по
характеру восстаний, то о сопротивлении в других формах мало что можно сказать.
В Бирме оно проявлялось в основном в требованиях тех же уступок, что были даны
Индии, в Малайе — в ориентации на успехи национально-освободительного движения,
как, впрочем, и во Вьетнаме. В Индонезии, Лаосе или Камбодже вплоть до второй
мировой войны оно было еще меньше заметно. Только на Филиппинах уже в конце XIX
в. оно достигло критического уровня. Но это не означает, что традиционная
структура с легкостью принимала влияние извне и быстро к нему приспосабливалась,
за счет чего и снижалось сопротивление. Отнюдь. Конечно, процесс
приспособления шел, как и везде: в мире нет ни одной колониальной структуры,
которая так или иначе не приспосабливалась бы к изменившимся условиям и не
модернизировалась бы в соответствии с этим, причем это касается не только
колоний, но и зависимых стран, примером которых в данном регионе был Сиам. Но
суть дела в том, что, приспосабливаясь, структура копила потенции для
сопротивления, совершенствовала его средства, обогащала традиционные приемы за
счет заимствованных и адаптированных новых, включая и новые идеи, новые
институты, особенно те, что максимально непротиворечиво вписывались в
традиционные привычные нормы существования. Такими идеями оказались именно те,
что не имели почвы в Индии, т. е. идеи и институты, связанные с эгалитаризмом,
борьбой за равенство и социальную справедливость. Случайно ли, что именно в
Индокитае, а также на островах к востоку от Цейлона, включая- Индонезию я
Филиппины, и даже в современном Непале, долгое время сильно отстававшем в
развитии от других
стран региона, позиции радикальных партий, включая и коммунистические,
оказались столь заметны и сильны? Конечно, нет. Напротив, это стало
закономерным результатом, естественным итогом сопротивления той традиционной
структуры, которая была характерна для данного региона, соответствовала его
цивилизационному фундаменту, всему сложному комплексу составивших этот
фундамент религиозно-культурных традиций. Пр
|
|