|
ультуре черты и признаки, в немалой мере
способствовали успехам хуацяо в разных странах Юго-Восточной Азии вплоть до
Цейлона и Филиппин. И наконец, католицизм. За три-четыре века энергичного
проникновения и активной деятельности миссионеров эта европейская религия
достигла в Юго-Восточной Азии немалого, а на Филиппинах стала практически
господствующей, во многом определившей здесь цивилизационный фундамент и
оказавшей немалое воздействие на характер и формы сопротивления этой
латинизированной традиционной азиатской структуры колониализму (ориентированная
на европейский стандарт борьба за республику).
Цивилизационный фундамент и общество
Итак, общая картина достаточно ясна. Первичным цивили-зационным
фундаментом в Южной и Юго-Восточной Азии был индо-буддизм, но практически нигде
в своем первозданном состоянии он не сохранился. Напластование новых
религиозно-культурных традиций и цивилизационных слоев на те или иные общества
привело к возникновению ряда вариантов цивилизационного развития, что не могло
не оказать своего воздействия на характер, облик и особенности развития
традиционных структур, не говоря уже о том, что сами эти культуры в их
первозданном виде не были равноценными хотя бы потому, что одни из них уходили
корнями в глубокую древнюю цивилизацию, а другие до недавнего времени
оставались первобытными либо полупервобытными. Естественно, что в такой
ситуации важно определить, как именно тот или иной вариант цивилизационного
фундамента сказался на судьбах давноп) общества или, точнее, каким было это
общество в момент соприкосновения его
с колониализмом и особенно в годы его колонизации, насколько прочной и
пригодной, готовой для сопротивления колониализму была его традиционная
структура и как эта степень прочности и готовности определялась цивилизационным
фундаментом, комплексом религиозно-культурных традиций. Вариант первый — Индия.
Здесь первичный индуистский фунда мент оказался, как не раз отмечалось,
необычайно прочным с точки зрения социальной общинно-кастовой его структуры.
Зато система политической администрации была традиционно ослабленной. Правда,
некоторые изменения в сторону усиления государства произошли после исламизации
Индии. Однако, поскольку исламизация так и не сумела всерьез затронуть
глубинные индуистские цивилизационные основы, она оказалась достаточно
поверхностной и потому лишенной адекватной социальной опоры. Создалась ситуация
политической ослабленности государства и системы политической администрации,
причем к моменту начала колонизации Индии эта ситуация усу губилась кризисом и
фактическим распадом империи Великих Мого- лов, породившим феномен
политического полицентризма и ожесточенные усобицы претендентов на всеиндийский
трон. Вот почему Индия оказалась сравнительно легкой добычей англичан, быстрыми
темпами упрочивавших свое политическое господство. Но одно дело — политическая
власть и администрация, по отношению к которым индуистская общинно-кастовая
структура была традиционно индифферентной, и совсем другое — прочность самой
этой структуры, ее опирающаяся на мощный многотысячелетний фундамент внутрен
няя сила и пассивное сопротивление давлению извне, будь то мусуль манские
падишахи или англичане. Резюмируя, можно заключить, что в индийском варианте
перед нами предстает общество, опирающееся на мощную традиционную
цивилизационную основу. Это общество было бы еще более внутренне прочным и
цельным, если бы не факт насильственного отторжения от него значительной его
части, приняв шей ислам. И хотя сам по себе ислам отнюдь не менее внутренне
прочен, а политически даже много более крепок, чем индуизм, сам факт
индуистско-мусульманского симбиоза не мог не ослабить традиционной структуры
Индии. Вариант второй — Индонезия и Малайя. Формально его можно было бы
приравнять к первому либо считать его подвариантом. Но по сути это именно
особый вариант, о чем уже упоминалось. Ин дуистская цивилизационная основа
здесь была резко ослаблена отсутствием каст, а буддийская отнюдь не могла
компенсировать этого. Скорее напротив, она была мало способна создать прочную
социальную структуру, да и мало заинтересована в этом. Рыхлость традиционной
структуры здесь весьма способствовала той легкости, с _какой ислам перекроил
Малайю и Индонезию на свой лад. За счет исламизации внутренняя структура стала
много прочнее, как сильнее
стали и опиравшиеся на нее мусульманские султанаты. Однако до конца
слабость структуры преодолена не была, как не стала слишком заметной и
политическая сила многочисленных мелких султанатов, за редкими исключениями
типа Аче. Практически это означало, что, сломив политическое сопротивление,
колонизаторы оказались здесь лицом к лицу со сравнительно слабой структурой,
несколько усилен ной за счет ее опять-таки внешнего, но весьма структурно для
нее существенного китайско-конфуцианского компонента. Сопротивление такой
структуры колонизации было небольшим, ибо внутренне сравнительно непрочная
структура была склонна к более активной трансформации, нежели то было в случае
с Индией. Однако этой объективной возможности для трансформации противостоял
недоста точный уровень развития общества (за исключением его китайского
компонента), что, впрочем, оказалось вполне благоприятной почвой для вызревания
в недрах такого общества, особенно в Индонезии, тенденций к радикальному
социальному переустройству — тенденций, обычных для мира ислама, но активно
проявляющихся там лишь в условиях ослабленной политической администрации, что и
имело место в колониальных Малайе и Индонезии. Вариант третий — страны с
преобладанием буддийской цивилизационной основы (Цейлон, Бирма, Сиам, Лаос,
Камбоджа). Внутренняя структура этих стран прочна более за счет близости ее в
ряде случаев к недавней первобытности, чем за счет буддизма как
религиозно-цивилизационной основы. За исключением Цейлона, где века
высокопрестижного господства буддизма, да еще в сочетании с индуизмом и
индуистскими кастами, способствовали бол
|
|