|
вной личности, аскета, йога, гуру, риши. Цели этой достичь нелегко,
доступно это далеко не каждому, не говоря уже о том, что достижению цели нужно
посвятить всю жизнь, сделав ее подвигом самоотречения, психотренинга,
умерщвляющей аскезы. Ближе других к достижению цели в индуизме всегда были
брахманы, представители высшей варны жрецов, носители древней мудрости вед,
несравненно более всех остальных подготовленные к разрыву кармической цепи
перерождений. Прпфанииесуая жизят. в мире сансары регулируется кармой, т.е.
суммой добрых и злых дел в предшествующих перерождениях. Чело-
век, как и все живое, рождается с подготовленной всеми преды дущими
существованиями итоговой этической нормой, которая в форме кармы и определяет
не только внешний облик родившегося (человек, животное, мелкая мошка либо
червяк, а то и растение), но и место человека — если он родился человеком — в
сложной иерархической социальной системе варн и каст. Каста, т. е. постоян ное
и неизменное место человека в его данном рождении в мире сансары, определяет
основные параметры бытия и поведения каждого, причем делает это жестко и
бескомпромиссно: каким ты появился на этот свет, таким и умрешь, т. е. брахман
— брахманом, неприкасае мый — неприкасаемым. И никто, кроме тебя самого (ты —
творец собственной кармы), не виновен в том, что ты влачишь жалкое
существование в этом мире, обречен на бедность, нищету и страдания. Это — плата
за прошлое. Веди себя этически безукоризненно, соблю дай все нормы своего
диктуемого положением твоей касты поведения — только в этом случае ты можешь
рассчитывать на более удачный жребий судьбы в следующем перерождении.
Институционально индуизм как доктрина всегда был чем-то рых лым, даже аморфным.
Он никоща не имел сколько-нибудь организо ванной и тем более иерархически
структурированной церкви, отличался практически абсолютной терпимостью к иным
религиозным идеологиям. Но сила и колоссальная внутренняя прочность, живу честь
его была в том, что он опирался на общинно-кастовую струк туру индийского
общества и санкционировал ее. Индуизм — это в конечном счете образ жизни Индии
с его генеральной установкой на высшую ценность небытия и весьма ограниченную
значимость мира сансары, майи. Для индуиста нет смысла в истории — и далеко не
случайно столь культурно богатая и идейно насыщенная многовековая индийская
традиция так скудна на хроники, летописи, историко-гео- графические описания и
т. п. Тем более для индуиста бессмысленны призывы к равенству либо социальной
гармонии: то и другое противо речит идее кармы и индивидуальной ответственности
за социальную неполноценность в данном перерождении. И наконец, индуист
традиционно чужд насилию, активному социальному протесту: как можно спорить с
судьбой?! Разве попытка силой добиться лучшего не приведет в конечном счете
лишь к ухудшению кармы со всеми столь далеко идущими от этого последствиями?!
Добиваясь от своих адептов строгости в фундаментальных принципах бытия и
мышления, индуизм вместе с тем предоставляет им достаточно широкий простор во
всем остальном, от поисков любых способов к спасению, т. е. разрыву с миром
сансары, до личных склонностей и симпатий к тому или иному религиозному
направлению (вишнуиты, шиваиты) или группировке типа секты. Сектантства в
строгом смысле этого слова индуизм не знает именно в силу отсутствия церковной
структуры и официально санкционированной
обязательной для всех догматики. Зато индуизм всегда готов принять в свое
лоно всех чужих и заблудших, от индийских джайнов, буддистов или сикхов до
мусульман. И наконец, индуизм практически безразличен к власти, к государству,
что в немалой степени обусловило слабость индийских государственных образований,
особенно доисламских. Дело в том, что индуистские генеральные принципы почти
начисто выключали честолюбие и связанные с ним импульсы — активность,
социальную энергию, предприимчивость и т. п. Руководить государством —
профессиональное занятие кшатриев и их советников-брахманов. Доля всех
остальных — хорошо исполнять свои обязанности, строго отрегулированные веками
отлаживавшимися общинно-кастовыми связями типа системы джаджмани. При этом
политическая и социальная индифферентность индуиста в какой-то мере
компенсировалась его высокой эмоциональностью, богатством чувств, воспитанных
мифологическим эпосом типа Махабхараты и Рамаяны и стимулированных кармической
этической нормой. Но норма всегда весьма строго контролировала чувства,
создавая ситуацию, во многом несходную с принципами, скажем, европейского
гуманизма: этически отзывчивый индуист с его генеральными принципами ахимсы, т.
е. непричинения зла живому, будет равнодушен и черств по отношению к
неприкасаемому, даже если тому остро нужна его помощь,— законы кармы неизмеримо
сильнее норм этики гуманизма. Можно было бы продолжать характеристику индуизма
и связанных с ним принципов жизни Индии, но сказанного достаточно для основных
выводов, целью которых является показать, как цивилизационные
религиозно-культурные параметры влияли на реакцию той или иной традиционной
структуры по отношению к колониализму, как и в какой степени содействовали они
ее внутренней устойчивости и сопротивляемости и какие формы принимало
вынужденное длительное взаимодействие данной традиционной структуры с внешними
силами, от ислама до колониального капитала, и связанной с ним европейской
цивилизации. В самом общем виде выводы сводятся примерно к следующему.
Традиционный индуистский фундамент, обладая невиданным запасом внутренней
прочности на индивидуальном и локальном (община, каста) уровнях, санкционируя
стабильно консервативную социальную структуру огромного субконтинента, вместе с
тем не был связан с проблемой укрепления политической власти и государства как
такового, никоща не имел отношения к социальному равенству и связанной с этим
гармонии, пусть хотя бы в форме столь типичной для других аналогичных обществ
социально-эгалитарной утопии. Интегрирующая функция индуизма ограничивалась
социально-религиозными и социально-культурными ее аспектами, тогда как в сфере
социально-политической она не де
|
|