|
ем, о судьбе Лаоса. Но, как бы то ни было,
совокупность случайностей избавила Сиам от нелегкой доли колонии. С точки
зрения анализа исторического процесса этот факт весьма важен, и в следующих
главах мы к нему еще вернемся.
Глава 5
Южная и Юго-Восточная Азия: традиционная структура и колониализм
Как легко заметить, исторический путь стран Южной и Юго-Восточной Азии в
период колониализма имеет немало общего. Все они, если не считать Африку, были
наиболее ранними объектами колониальной экспансии; все, кроме Сиама, затем
превратились в колонии; для всех было характерно ожесточенное сопротивление
традиционной структуры колониализму, завершившееся в итоге деколонизацией и
достижением политической независимости. Конечно, эта общность судеб не была
случайной. Географическая близость и природно-климатическое сходство стран двух
упомянутых регионов и прежде всего наличие в них тех продуктов и ресурсов, в
которых остро нуждались .колонизаторы, во многом объясняют причины, по которым
именно рассмотренные выше страны южных морей оказались первым стрягтно желанным
объектом вторжения колониального капитала.
Южная и Юго-Восточная Азия — два весьма больших и достаю но заселенных
региона, в рамках которых на протяжении ве существовали и заново возникали
немало народов и государств, у\, разумеется, все они развивались по-своему.
Однако есть один весьма существенный аспект, который тоже в определенной мере
связан с общностью исторических судеб интересующих нас регионов. Речь идет о
цивилизационном фундаменте, формировавшемся веками и тысячелетиями господства
сложившегося образа жизни, привычных стереотипов поведения, устойчивых систем
нравственных ценностей, генеральных мировоззренческих принципов и установок. С
точки зрения этого потенциала духовной культуры и тесно связанной с ним
социальной ориентации общества государства обоих регионов, за незначительными
исключениями, весьма близки друг к другу и в этом смысле могут быть объединены
в некий единый блок родственных структур. Это не означает, что упомянутый
потенциал одинаков и однозначен у всех. Как раз напротив, он весьма различен по
мощи и даже фактуре составляющих его цивилизационных пластов, что в немалой
степени усложняет анализ, заставляя делать оговорки либо выделять варианты. Но
в целом перед нами все же единый блок в чем-то близких и сходных структур,
нуждающийся в аналитической оценке прежде всего с точки зрения раскрытия роли и
значимости религиозно-цивилизационной основы этих структур традиционного
Востока.
Религии и религиозно-культурные традиции
Цивилизационный фундамент любого общества опирается, как правило, на
религию, являющуюся его главной и определяющей основой. И далеко не случайно в
современном обществоведении столь большое внимание уделяется анализу и оценке
религиозной основы той или иной цивилизации. В наши дни, особенно после взрыва
исламского фундаментализма в Иране, это внимание стало общепризнанным. Тем
более существенно учитывать этот фактор при изучении обществ, вступивших по тем
или иным причинам в критическую фазу своего развития, когда привычная
традиционная структура начинает испытывать невиданный до того нажим на нее со
стороны внешних сил. Именно с такого рода ситуацией мы и имеем дело в период
колониализма. При всей необычайной, невиданной где-либо еще в других регионах
мира пестроте религиозно-культурных традиций, сыгравших немалую роль и
оказывавших порой существенное воздействие на характер того или иного общества
в интересующем нас районе Востока, мы все же ввраве говорить о некоем общем для
всех них первичном религиозно-цивилизационном фундаменте. Этот фунда-
мент был заложен в древности и генетически связан с ведической культурой
древней Индии. Речь идет об индуизме и буддизме. Индуизм — религия Индии,
преобладающего большинства индийцев. Восходя к древней религиозно-философской
мудрости вед, а также к брахманизму со всеми его школами-даршанами, эта религия
примерно с рубежа нашей эры начала господствовать на всей территории Индостана
и, более того, стала быстрыми темпами распространяться в Индокитае и Индонезии.
Хотя за пределами Индии индуизм в его вишнуистской и шиваистской модификациях
встретился с соперничеством буддизма, а на Цейлоне буддизм даже практически
преобладал с III в. до н. э., стоит тем не менее заметить, что влияние индуизма
в Юго-Восточной Азии никак не может быть сброшено со счетов. Больше того, на
протяжении веков волны индуизма, олицетворенные мигрантами из Индии,
спорадически захлестывали заново и Индокитай, и Индонезию, и Цейлон, достигая
отдаленных Филиппин. Поэтому даже на Цейлоне, в этой цитадели буддизма,
практически до наших дней сохранились чисто индуистские касты, процветавшие еще
сравнительно недавно в рамках государства Канди. Можно напомнить также и о том,
что ввоз на плантации Цейлона, Малайи и иных государств рассматриваемых
регионов законтрактованных индийских кули, равно как и свободная миграция
индийских рабочих в те же страны уже в XIX — XX вв., не только сохраняли здесь
индийско-индуистский религиозно-культурный компонент, но и в какой-то мере
усиливали его. Как мировоззренческая система индуизм традиционно отличается
глубиной религиозно-философской мысли. Мир всего живого, включая людей и даже
богов, по представлениям индуистов,— это сансара, бесконечная и безначальная
цепь перерождений, унылое бытие про-фанического, т. е. удел всего обычного,
обыденного. Ценность этого мира весьма относительна: ведь в конечном счете весь
феноменальный мир—это иллюзия, майя. Но зато за пределами феноменального мира,
вне сансары, есть мир великой подлинной Реальности, где властвует Абсолют.
Вырваться из мира сансары, достичь высшей Реальности и слиться с великим
Абсолютом — желанная конечная цель высокоуважаемой в индуизме религиозно
акт
|
|