|
же года выборов, которые принесли победу
лиге (194 из 210 мест в Учредительном собрании). Бирма обрела независимость. Во
главе правительства после убийства Аун Сана встал У Ну. Но сразу же вслед за
этим в стране разгорелась гражданская война, в которой активную роль играли и
призвавшие крестьян к восстанию коммунисты, и племенные вожди окраин, и даже
осевшие на северных границах Бирмы остатки гоминьдановских войск, вынужденных
уйти из Китая после революции 1949 г.
Колониальная Малайя
В отличие от Бирмь1, расположенная на крайнем юге Индокитая Малайя
оказалась объектом колониальной экспансии значительно раньше XIX в. Близкая по
судьбам к Индонезии, Малайя в XVI в. была исламизирована и практически в то же
время оказалась зоной влияния колониальных держав — сначала Португалии, затем
Голландии. Англичане начали укрепляться в портах и на прибрежных островах
Малакки лишь в конце XVIII в., а в начале XIX в. владения английской
Ост-Индской компании здесь были превращены в особое президентство —
Стрейтс-сетлментс, глава которого подчинялся непосредственно
генерал-губернатору Индии. 30 — 60-е годы XIX в. прошли под знаком укрепления
англичан в Малайе. Рассматривая вначале свои владения здесь как важные торговые
фактории на пути из Индии в Китай, англичане вскоре изменили свои позиции,
начав активно разрабатывать рудные богатства полуострова. Для добычи олова сюда
стали ввозиться китайские переселенцы. Вскоре китайд заняли серьезные позиции в
торговле Малайи, особенно в стратегически важных ее районах, включая Сингапур.
Кое-что от расширения торговли и добычи олова перепадало правителям султанатов,
из которых состояла в то время Малайя. Но основная часть доходов шла в карманы
англичан, вывозивших из Малайи драгоценные породы дерева, пряности, олово, даже
золото, а взамен ввозивших туда свои промышленные товары и опиум. С 70-х годов
XIX в. Малайя стала превращаться в колонию Британии. Кроме получившего
колониальный статус Стрейтс-сетлмен-тса была создана Федерация малайских
султанатов, где власть султа-
нов и их вассалов была лишь номинальной, тогда как реально всеми делами на
высшем и среднем уровне администрации заправляли английские 'резиденты и
чиновники. Некоторые султанаты, особенно на севере страны, сохранив формальную
самостоятельность и традиционные связи с Сиамом, оказались тем не менее тоже в
зависимости от английских колониальных властей. Малайя в гораздо большей
степени, чем все другие страны Юго-Восточной Азии, уже на рубеже XIX — XX вв.
оказалась вовле ченной в мировое капиталистическое хозяйство. Добыча олова,
резко увеличенная усилиями захвативших большую часть рудников англичан, долгие
годы составляла едва ли не половину всей мировой добычи. Еще большее значение
приобрело производство каучука, в вывозе которого Малайя стала почти
монополистом. Англичане не только вкладывали немало средств в оловянные рудники
и каучуко вые плантации, они также заботились о том, чтобы снабдить свои
промыслы достаточным количеством рабочей силы, для чего в Ма- лайю ввозились
переселенцы и законтрактованные рабочие из Китая и Индии. Результатом были не
только заметные перемены в этниче ской картине до того слабо заселенной Малайи.
Более важным для судеб страны последствием оказалась национально-религиозная
разоб щенность населения страны, что препятствовало консолидации сил
национального освобождения. Расстановка политических сил здесь зависела от
соотношения религиозно-этнических групп населения и от той сферы деятельности,
в которой представители этих групп преобладали. В начале XX в. малайцев' в
стране было уже всего около половины населения, причем почти все они были
заняты в сфере сельского хозяйства и традиционно управлялись султанами и их
чиновниками в привычных рамках исламской администрации. Экономически это была
наиболее бедная часть населения страны, если не считать, разумеется, прича
стных к власти султанов и их окружение. Второй важной группой населения
(33—35%) были китайцы, выходцы из Южного Китая, хорошо организованные в жесткие
социально-религиозные корпо рации (тайные общества, землячества, секты,
цехо-гильдии) с огром ной властью руководителей этих корпораций, заправлявших
на оловянных рудниках, в ремесле и торговле. Подавляющее большинство китайцев
были рабочими, ремесленниками, торговцами и выполнявшими случайные работы
бесправными грузчиками-кули. Третьей группой были индийцы (чуть больше 10%
населения), занятые на плантациях, служившие в колониальной армии и полиции, а
также занимавшие низшие должности в колониальной администрации. Соответственно
этим трем группам формировались в Малайе и "Общественное мнение, и политические
движения. Среди мусульман- малайцев борьба за национальное освобождение
проявлялась с начала
XX в. в форме просветительства, развития литературы на родном языке,
создания малайской прессы и модернизованных религиозных школ с преподаванием
английского языка и зачатков европейских наук. Стали популярны и идеи
мусульманского реформаторства в их панисламистском и иных аспектах. Как
реформаторы, так и националисты выступали с критикой колониализма и с
требованием предоставления малайцам права участвовать в управлении страной. Со
временем эти требования переросли в борьбу за независимость (вариантом этой
борьбы было стремление к объединению с Индонезией в рамках крупного единого
независимого малайско-индонезийского государства). Китайские мигранты,
значительная часть которых состояла из временных рабочих, возвращавшихся на
родину и заменявшихся новыми, ориентировались на Китай. Они поддерживали
лозунги и деятельность реформаторов (Кан Ю-вэя) и революционеров (Сунь Ят-сена),
создавали отделения революционных организаций (Тунмэн-хуэя и Гоминвдана),
организовывали китайские школы с обучением на родном языке, клубы, издавали
газеты и журналы. Впрочем, со временем все более консолидировалась и
влиятельная прослойка китайцев из числа постоянных жителей Малайи, с
|
|