|
е власть была оставлена за местными князьями и
племенными вождями, время от времени конт ролируемыми колониальной
администрацией, Бирма была поделена на несколько областей во главе с
губернаторами, области — на окру- га-дискрикты. Вместо ликвидированных
традиционных управителей- мьотудживо главе округов и областей были поставлены
английские чиновники, а низшие административные должности были предостав лены
контролируемым этими чиновниками местным управителям, в том числе и из прежних
мьотуджи, теперь именовавшихся старо стами. Дельта Иравади и значительная часть
ее долин были превра щены в житницы риса, причем внедрение трудоемкой культуры
риса создало условия для переселения в эти рисоводческие районы боль шого
количества законтрактованных мигрантов из Индии. Развитие промыслов — нефтяного,
лесодобывающего (особенно ценился вы возившийся из Бирмы тик) и др., а также
железнодорожного строительства привело на рубеже XIX — XX вв. к появлению в
Бирме рабочих из числа бирманцев и мигрантов-индийцев. Будучи вначале
административно включена в Британскую Индию (английский верховный комиссар
Бирмы подчинялся непосредственно вице-королю Индии), Бирма вскоре стала
приобретать для англичан самостоятельное значение. В годы первой мировой войны
она оказа лась важным центром стратегических материалов (треть мировой добычи
вольфрама, свинец, олово, серебро), не говоря уже о рисе. Впрочем,
самостоятельность Бирмы как объекта английской ко лониальной экспансии отнюдь
не исключала того, что национально- освободительное движение в этой стране во
многом ориентировалось на успехи соответствующего движения в Индии и
следовавшие за ними акции английской администрации. Так, парламентский закон
1919 г., предоставивший индийцам право на соучастие в административном
управлении на уровне выборных Законодательных собраний, вызвал в Бирме движение
за предоставление таких же прав. Именно отказ удовлетворить это требование и
оказался непос редственным поводом для создания в стране массовой политической
организации — Генерального совета бирманских ассоциаций, в кото рый вошли
возникшие до того различного рода организации, преиму щественно буддийского
толка, немало воспринявшие из практики антиколониальной борьбы индийцев
(кампании гражданского не повиновения, бойкоты, митинги и демонстрации и т. п.).
Антико лониальные выступления, активно поддержанные учащейся молодежью и
буддийским монашеством, оказали на колониальные власти определенное
воздействие: в 1923 г. в Бирме был создан — по индийскому образцу —
Законодательный совет; бирманские деятели получили частичный доступ к
управлению страной. Это привело к дальнейшему усилению борьбы за предоставление
Бирме независимости, вначале хотя бы в статусе доминиона.
В начале 30-х годов эта борьба приняла форму выступлений против намерений
колониальных властей административно отделить Вирму от Британской Индии и тем
изолировать ее от влияния индийского национально-освободительного движения
(такое отделение без предоставления Бирме статуса доминиона привело бы к
резкому ослаблению позиций сторонников реформ). Эти выступления были
подкреплены мощным крестьянским восстанием, явственно проявившим сопротивление
традиционной структуры ее насильственной колониальной ломке. Подавление
восстания в 1932 г. вынудило колониальные власти пойти на определенные уступки:
Закон об управлении Бирмой, принятый парламентом в 1935 г., привел не только к
административному отделению Бирмы от Индии, но и к образованию двухпалатного
парламента с ответственным перед ним кабинетом министров, состав которого
должен был утверждаться английским комиссаром. 30-е годы XX в. были временем
подъема общественно-политического движения в Бирме. На нефтепромыслах, у
транспортников, текстильщиков формировались профсоюзы, проходили забастовки и
демонстрации. Была создана Всебирманская крестьянская организация. Но главным
среди всех этих движений стало движение такинов — Добама асиайон (Всебирманская
национальная лига). Созданное еще в 1930 г. радикально настроенными студентами,
это движение, члены которого демонстративно называли друг друга словом «такин»
(господин), которое в те годы употреблялось лишь при обращении к англичанам
(аналог индийского «сахиб»), быстро приобрело немалое влияние в стране. Такины
организовывали бойкоты, кампании неповиновения, походы бастующих в Рангун и т.
п. Наиболее радикально настроенные из них создали на рубеже 30 — 40-х годов
коммунистические ячейки. Начавшаяся в 1939 г. вторая мировая война, в которую
Бирма оказалась вовлеченной автоматически, как колония Англии, привела к
расколу национально-освободительного движения. Часть его, ориентируясь на
Англию, выступила тем не менее с требованием независимости, образовав Блок
свободы, в котором задавало тон движение Добама. Англичане ответили
категорическим отказом и арестом наиболее популярных лидеров движения в мае
1940 г. Это усилило позиции тех, кто был склонен связаться с силами,
выступавшими в войне против англичан, в частности с Японией, оккупировавшей
Бирму в 1941 г. Была создана Армия независимости Бирмы во главе с видным
деятелем движения Добама Аун Саном, сотрудничавшим с японцами. Однако уже в
1942 г. такины разочаровались в японцах, которые не спешили выполнить свои
обещания о содействии в обретении Бирмой независимости. И хотя в 1943 г.
обещанная независимость была провозглашена, а Аун Сан был включен в
правительство страны в качестве министра обороны, движение
такинов уже готовило восстание против оккупантов. В августе 1944 г. была
создана Антифашистская лига народной свободы во- главе с Аун Саном, а в марте
1945 г. эта лига, опираясь на армию и партизанские отряды, подняла восстание. В
августе 1945 г., после капитуляции Японии, на сессии Высшего совета лиги было
принято решение о созыве Учредительного собрания. Но возвратившаяся
колониальная английская администрация не торопилась с поддержкой лозунгов о
независимости Бирмы. Только в январе 1947 г. англичане были вынуждены дать
согласие на проведение в апреле тог
|
|