|
зный вклад в разработку
политэкономического аспекта «азиатского» способа производства внес Р. М. Нуреев.
Стоит добавить к этому, что негласно аналогичные идеи высказывали ранее и те,
кто, наподобие маститых специалистов в области древней истории А. И. Тюменева и
Н. М. Никольского, писал свои работы тогда, когда вслух говорить на тему об
«азиатском» способе производства было невозможно. А когда это стало возможным,
об «азиатском» способе производства стали писать маститые ученые вроде
экономиста Е. С. Варги или историка В. В. Струве, до того бывшего кем-то вроде
апостола теории господства рабовладельческой формации на Древнем Востоке.
Резюмируя, можно заметить, что к идее «азиатского» способа производства в
той или иной мере, по-разному ее интерпретируя, склонялось в разное время
довольно значительное число серьезных специалистов. И если количество здесь
долгое время не переходило в качество, а сами защитники идей об «азиатском»
способе производства не получали признания, то причины этого следует искать,
как упоминалось, не в научной весомости разработок, а в
политическо-идеологическом неприятии идеи о всевластии государства.
В наше время, когда старые стереотипы решительно отброшены, а пересмотр
извращенной истории стал насущной задачей дня, прикрываться щитом идеи Маркса
об «азиатском» способе производства уже нет необходимости. Те, кто считает, что
с позиций способов производства, формаций и вообще безусловной первичности
политэкономического анализа исторический процесс, особенно на традиционном
Востоке, не объяснишь, склоняется в сторону упоминавшегося уже цивилизационного
подхода, т. е. к выдвижению на передний план историко-культурных процессов или
к многофакторному анализу, в процессе которого цивилизационным особенностям
будет уделяться главное внимание. Какой вид примут соответствующие исследования,
особенно имея в виду богатый опыт Тойнби, пока не очень ясно. Будущее покажет.
Но вполне очевидно одно: время абсолютно обязательного господства формационного
политэкономического анализа в марксистско-истматовской интерпретации ушло в
прошлое. Остались проблемы, которые будущим поколениям отечественных историков
доколониального традиционного Востока придется решать заново — и, слава Богу,
уже без оглядки на идеологические догмы.
2. Вторая группа проблем касается колониального Востока, стран Востока в
период колониализма, т. е. примерно XIX и первой половины XX в. Здесь тоже
немалый простор для споров. Еще недавно считалось, что эти проблемы
основательно изучены, ибо их затрагивали в своих работах Маркс и Ленин. Сегодня
стало очевидным, что именно поэтому все проблемы, связанные с колониальным
Востоком, надлежит пересматривать, решать заново.
Перечислим хотя бы некоторые из проблем, которые заслуживают внимания.
Можно ли считать колониальные общества Востока феодальными или полуфеодальными,
как это до последнего времени у нас было принято? И если да, то в чем их
«феодальность», чем она отличается от западноевропейского феодализма, который
считается классическим? И везде ли была эта «феодальность», какую роль нечто
похожее на нее сыграло, скажем, в судьбах Турции и какую — в Японии? Далее.
Правильно ли мы оцениваем феномен колониализма? О страданиях миллионов
тружеников Востока от колониального гнета в нашей историографии написано очень
много, при этом щедро использовалась черная краска. Но мало сказано о той
исторической роли, которую сыграл колониализм в трансформации внутренней
структуры традиционного Востока. А ведь с точки зрения проблем
всемирно-исторического процесса, столь дорогого теоретикам марксизма и истмата,
именно это следовало бы рассмотреть и оценить в первую очередь.
Наивен в свете современных событий европоцентризм, используемый при
попытках периодизации истории стран Востока в XIX—XX вв. Конечно, это в
каком-то смысле новая для Востока история. Но сам термин «новая» и его
Интерпретация в отечественной историографии неубедительны потому, что
искусственно привязывают Восток и все серьезные происходившие в странах
традиционного Востока процессы внутренней трансформации к произвольно выбранным
датам европейской истории, например к датам, связанным с революциями в Англии
или Франции. Для Востока важны и первостепенны критерии, сыгравшие решающую
роль в процессе упомянутой трансформации. Поэтому гораздо уместнее говорить не
о «новой истории» Востока и даже не об «истории Востока в новое время» (в обоих
случаях имеются в виду европейская «новая история», «новое время» для
капиталистической Европы), но именно о колониализме как эпохе, спровоцировавшей
внутреннюю трансформацию. И, конечно, при этом следовало бы выдвинуть на
передний план те самые историко-культурные, религиозно-цивилизационные факторы,
которые сыграли едва ли не решающую роль в том, какую форму приняла
трансформация той или иной страны Востока, того или иного цивилизационного
региона. И еще одно: колониализм важен как провоцирующий критерий, не более
того. Нельзя забывать, что в тот момент, когда бацилла колониального
капитализма начала действовать в разных восточных регионах, Восток был во
многих отношениях не менее процветающим, чем Европа, а где-то и в чем-то даже и
более. Существуют серьезные специальные исследования (в отечественной
историографии они представлены трудами А. М. Петрова), которые показывают, что
даже в XVII—XVIII вв. колониальная торговля Европы с Востоком строилась таким
образом, что за высокоценные и желанные европейцами пряности и иные раритеты
Европа была вынуждена платить золотом и серебром (благо был приток
американского золота и серебра с XVI столетия), а не своими товарами, которых у
европейцев в то время для развитой торговли просто не было и в которых, к слову,
богатый Восток в то время просто не нуждался.
Все стало решительно меняться только с XIX в., когда начался век машинной
индустрии, фабричного производства, конкурировать с котор
|
|