|
сируется подчас даже преобладающая роль нерабского труда в них.
Подчеркивается, что феодализм на Востоке в средние века был иным, нежели в
Европе, в частности, без помещиков с их барским хозяйством, даже кое-где без
влиятельной наследственной аристократии, титулованной знати. Делаются еще
некоторые уступки, смысл которых нередко сводится к тому, что ведущую роль
государства в системе производства на Востоке вполне (40ЖНО было бы
воспринимать как своеобразную модификацию феодализма («восточный феодализм»,
«государственный феодализм»).
Следует заметить, что смягчение жесткой схемы, признание реалий, наличие
многочисленных оговорок — все это в известной мере следствие дискуссий,
свидетельство стремления преодолеть жесткость схемы вчерашнего дня, учесть ее
критику, но при всем том обязательно сохранить единство всемирно-исторического
процесса. Единство в том элементарном его смысле, что все известные истории
общества в принципе должны были пройти в древности через один и тог же этап
развития (рабовладельческая формация стоит заметить, что
высококвалифицированные и признанные мировой наукой отечественные специалисты
по Древнему Востоку во главе с И. М. Дьяконовым тмили на то, чтобы заменить
одиозный термин «рабовладельческая» более нейтральным древняя», что
справедливее, на мой взгляд, даже по отношению к античности, не говоря уже о
Востоке), а в средние века — через другой (феодальная формация). Слабость этого
нового и в принципе позитивного подхода, однако, не только в том, что он
по-прежнему смазывает, затушевывает кардинальную разницу между европейской и
неевропейскими структурами в древности и в средневековье; гораздо существеннее
то, что в нем все еще выходит на передний план хотя и смягченная, но априорная
презумпция: в древних обществах основное усилие следует уделять поиску рабов,
рабовладельцев и их взаимоотношений, а в средневековых, напротив, стараться не
замечать тех же рабов и рабовладельцев, но зато суметь объяснить все реальные
отношения (как правило, такие же, что и в древности) с иных, теперь уже
«феодальных» позиций.
Как уже упоминалось, факт и его интерпретация тесно связаны между собой, но
эта связь достаточно гибка в том смысле, что старая схема, восходящая к
интерпретации фактов с позиций вчерашнего дня, долго продолжает господствовать
в науке и тогда, когда новые факты настоятельно требуют иной интерпретации и
новой схемы. Только что упоминавшаяся ситуация убедительно подтверждает
закономерность подобного рода связи и к тому же еще раз напоминает, что в
разных науках такого рода закономерность реализуется различно: в физике и
технике — едва ли не автоматически и довольно быстро; в биологии подчас с
драматическими коллизиями, но в конце концов тоже решительно и бесповоротно, а
в общественных науках, и в частности в истории, пожалуй, всего труднее, что
вполне понятно и объяснимо: интерпретация исторических фактов напрямую связана
со столь деликатной сферой, как политика сегодняшнего дня. Но зато коль скоро
этого требует именно политика, как о том уже шла речь в связи с феноменом
развивающегося мира, то это означает, что перемены назрели и в нашей сфере
науки. И это сегодня понимают практически все. Но достаточно ли простого
понимания необходимости перемен?
Жизнь свидетельствует, что этого мало. И далеко не случайно, что после
дискуссии 60—70-х годов в отечественном обществоведении с особой силой проявила
себя тенденция к пересмотру устоявшихся схем и стереотипов. Появилось по
меньшей мере несколько новых концепций. Авторы одних предлагают видеть в
истории докапиталистических обществ единый социально-экономический этап
развития, именуя его то феодальным (Ю. М. Кобищанов), то рентным (В. П.
Илюшечкин), то неартикулированным, т. е. нечетко выраженным с точки зрения
способа производства (М. А. Чешков). И хотя все эти концептуальные подходы
сущностно различны, по-разному разработаны, в них есть и нечто общее.
Положительным в них является, безусловно, то, что все они подчеркивают
сущностную одинаковость древних и средневековых неевропейских обществ, но
недостатком следует считать то, что, стремясь к сохранению иллюзии
всемирно-исторической одинаковости пути развития, авторы упомянутых
концептуальных схем склонны, хотя и в разной степени, стереть не только
явственно выраженную в истории Европы разницу между ее древностью (античность)
и средневековьем (феодализм), но и, что гораздо важнее, принципиальную разницу
между Европой и неевропейским миром.
С этих позиций более предпочтительными выглядят те концептуальные схемы,
которые созданы историками, признающими в той или иной мере теорию «азиатского»
способа производства. Среди специалистов, близких к этой проблематике, есть
представители разных специальностей — политэкономы, философы, этнографы,
востоковеды и др. Очень различно интерпретируют они и идеи Маркса о восточном
обществе, и конкретные материалы, имеющие отношение к проблеме
социально-экономического развития неевропейских докапиталистических обществ.
Весьма характерно, что специализация того или иного автора отнюдь не
ограничивает сферу его интересов и реализацию его идей, хотя соответствующий
подход все же ощущается у историков, политэкономов, этнографов и т. п.
Особо следует упомянуть о тех из них, кто достаточно долго и всерьез
разрабатывал и стремился применить на практике в более или менее широких
масштабах теорию «азиатского» способа производства. Ю. И. Семенов, в частности,
в ряде своих статей отстаивал идею неразвитости традиционных восточных и
современных африканских обществ, видя именно в этом соответствие их эталону
«азиатского» способа производства. Г. А. Меликишвили, не делая слишком
ощутимого акцента на термине («азиатский» способ производства), особо
подчеркивал важность роли государства на традиционном Востоке и незначительную
роль рабовладения на Древнем Востоке. Серь
|
|