|
прежде, что придавало отвергнутым жизнью схемам иллюзию некоей научности
(наиболее наглядно это видно на примере монографии В. Н. Никифорова «Восток и
всемирная история», М., 1975).
Впрочем, положительным результатом дискуссии было отвоеванное в
теоретических боях право открыто выступать против пусть и господствующей, но
уже не единственно возможной в отечественной историографии схемы
всемирно-исторического процесса. Результатом этого были оживление теоретических
исследований, повышенное внимание к соответствующим исследованиям за рубежом,
начиная с таких маститых авторов, как Тойнби и Вебер. Постепенно специалистам
становилось все более ясно, что не следует стремиться к единству мнений — а
ведь такого рода стремление, заложенное марксизмом и истматом, было, что
называется, в крови у каждого из наших исследователей-обществоведов на
протяжении долгих десятилетий — и что, напротив, конечная ценность совокупной
работы исследователей именно в том, чтобы каждый разрабатывал и отстаивал
собственные позиции: пусть время и последующие поколения решат, кто из них
оказался ближе к истине.
Следует оговориться, что вплоть до последних лет само собой как бы
предполагалось, что любые научные поиски подобного рода должны вестись в рамках
марксизма и на основе марксистской методологии. И если у кого и были сомнения
по этому поводу, то они обычно на передний план не выдвигались. Только в самое
последнее время, когда стали активно рушиться многие устоявшиеся стереотипы
мышления, ситуация в этом плане решительно изменилась. Те, кто хотел
высказывать альтернативные марксизму идеи и создавать на их основе собственные
концепции, получили для этого широкие возможности. В частности, это нашло свое
отражение в том, что некоторые исследователи открыто подвергли сомнению святая
святых истмата — схему формаций и сам принцип формационного объяснения истории.
В качестве альтернативы было выдвинуто цивилизационное, в духе Вебера и Тойнби,
ее объяснение или сочетание формационного и цивилизационного принципов при
анализе исторического процесса. Существенно заметить, что среди специалистов,
которые оказались наиболее активно вовлечены в теоретические дискуссии,
востоковеды преобладают почти абсолютно. Это, впрочем, и неудивительно: именно
с проблемами Востока, прошлого и настоящего, марксизм и истмат никогда не
справлялись. Для решения этих проблем настоятельно требуются новые
теоретические основы.
Как же обстоит дело с упомянутыми проблемами, как пытались решать их в
отечественном востоковедении до недавнего времени и какие новые решения
предлагаются в наши дни энергичной ломки устаревших стереотипов?
Концептуальное решение проблем
Востока в современном отечественном
востоковедении
Хотя за последние годы специалистами и сделан осознанный акцент на
цивилизационные, религиозно-культурные факторы эволюции общества, важно
отметить, что в историографии это отразилось пока еще весьма слабо. На первом
месте в анализе факторов и причин продолжает оставаться именно
социально-экономический анализ. Тут уж ничего не поделаешь: так воспитаны, на
том стоим... Многие вполне искренне полагают, что это и есть — в строгом
соответствии с духом и буквой марксизма — стержень, пружина развития. В
какой-то степени так оно и есть на самом деле. Вопрос лишь в том, в какой
степени. А применительно к изучаемому нами Востоку вопрос можно сформулировать
примерно так: экономика или власть, собственность или государство? Что первично,
что вторично, какая здесь взаимосвязь?
Собственно, найти правильный ответ на эти вопросы и есть то, что приблизит
нас к истине. Но как обстоит дело с поисками ответа? И как результаты поиска
проявили себя на сегодняшний день? Для полного ответа на эти вопросы нужно
самостоятельное, специальное и солидное исследование. В рамках же краткого
обзора можно сказать лишь об основных позициях и тенденциях. Для того чтобы
результат был максимально адекватен реалиям, разделим генеральную тему на три
части, отграниченные одна от другой хронологическими рамками.
1. Что касается доколониальных обществ, то применительно к ним вопрос стоит
ныне примерно так: как следует оценивать исторический процесс на Востоке,
начиная с неолитической революции и урбанистической цивилизации (древнейшие
первичные протогосударства) и кончая предкапиталистическими раннеколониальными
временами (XVI—XVIII вв.)? Господствующий в отечественной историографии
идеологический стереотип десятилетиями исходил из того, что примерно до нашей
эры все государственные структуры были рабовладельческими, а после того —
феодальными (имея в виду не реальности феодализма как Системы отношений, но
абстракцию марксистско-истматовской формации). Было немало споров по вопросу о
том, в чем суть несходства между рабовладельческой и феодальной формациями на
Востоке и где должна быть грань между ними. Однако безрезультатность дискуссий
на эти темы не подорвала господствующий стереотип: рабовладение и феодализм как
формации на Востоке должны были быть, ибо марксистско-истматовская схема в этом
смысле первична, а исторический материал вторичен (об изменении схемы не могло
быть речи; материал так или иначе должен был быть втиснутым в схему, пусть даже
с необходимыми оговорками).
За последние годы ситуация изменилась. Жесткость стереотипа стала очевидной
даже для сторонников пятичленной истматовской схемы. Схему теперь стараются
сделать более гибкой, дабы объяснение было бы хоть сколько-нибудь
удовлетворительным перед лицом все увеличивающейся массы противоречащих ей
фактов. Смягчается категоричность обобщающих определений. Признается большая
роль общины и свободных земледельцев в древних (рабовладельческих) обществах
Востока, фи
|
|