|
причина того, почему эллинизм остался лишь историческим эпизодом в
жизни Ближнего Востока. Эпизодом, растянувшимся на тысячелетие, но
принципиально почти ничего не изменившим: похожим на Европу Ближний Восток так
и не стал, что оказалось особенно очевидным после его исламизации.
Глава 9
Древняя Индия:
становление основ социальной структуры
Цивилизация и вся история Индии — это совсем иной мир, во многом несходный
с ближневосточно-средиземноморским. Подчас можно найти даже парадоксальные
параллели скорее с античной культурой, нежели с ближневосточной. Впрочем, эти
параллели кажутся парадоксальными лишь на первый взгляд, они легко объясняются
общностью происхождения некоторых существенных элементов культуры древних
индийцев и европейцев: ведь в конечном счете и те, и другие являются выходцами
из единой праиндоевропейской общности. И все же в Индии как цивилизации можно
обнаружить несравненно больше особенного и даже уникального, нежели сходного с
другими, пусть даже с теми же индоевропейцами Ирана или Европы. Так в чем же
уникальность Индии и как, каким образом, в какой обстановке формировалась
индийская цивилизация?
Самые ранние очаги урбанистической культуры и первые протогосударства в
Северной Индии, прежде всего в долине Инда, возникли в III тысячелетии до н.э.
Очень мало известно о характере древнейших обществ Индии как из-за того, что
индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована, так и
потому, что хорошо известные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены
преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики,
истории, социальной структуры и экономических отношений. Характер письменных
источников во многом определил и тот объем данных, которым до сих пор вынуждена
оперировать наука в ее попытках реконструировать очертания древнеиндийского
общества. Основанные на скудных данных археологии и специфическом материале
религиозных текстов сведения о древнеиндийском обществе тоже, естественно,
очень фрагментарны и специфичны: в распоряжении ученых почти нет дат, имен,
реальных исторических событий, сведений об административной структуре и
политической динамике; взамен этого они располагают чрезвычайно богатым
мифологическим эпосом, сквозь очертания которого прослеживается канва реального
исторического процесса, а также многочисленными религиозно-философскими
трактатами различного характера, которые косвенно позволяют судить об образе
жизни древних индийцев, не говоря уже об их верованиях и представлениях. В этом
смысле — хотя и не только в этом — Индия уникальна и не идет ни в какое
сравнение ни с ближневосточно-средиземноморским миром, ни с
китайско-дальневосточным, для реконструкции цивилизации и истории которых есть
гигантская и ныне уже очень неплохо изученная источниковедческа: основа.
Науке пока не вполне ясен даже вопрос о том, насколько индийская
цивилизация первична — во всяком случае в том смысле, что многие важные
культурные импульсы для своего первоначального развития она явно получила извне
(достаточно вспомнить об ариях, о которых подробнее речь пойдет дальше). Вместе
с тем не только самобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов
мировой культуры, но также и условия, в которых она развивалась, дают основания
в конечном счете считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане
самостоятельности и независимости ее развития, так и тем более с точки зрения
уникальности ее облика и характера, неповторимости некоторых ее
исходно-структурных принципов.
Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо-Даро)
Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии
неолитическими земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан.
VI — IV тысячелетиями до н.э. датируются первые неолитические поселения в
предгорьях долины Инда, а примерно XXIV в. до н.э. — величественные памятники
развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро.
Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, цитадели,
зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже
соединенное каналом с рекой сооружение типа верфи — все это не только
свидетельствует о высоком уровне градостроительства и, следовательно, всей
урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать существование развитого
ремесла, включая бронзолитейное дело, а также, что важно подчеркнуть особо,
торговых связей с соседями, прежде всего с шумерским Двуречьем. Трудно сказать,
насколько культура шумеров повлияла на возникновение центров индской
цивилизации и следует ли эти центры считать чем-то вроде очагов, возникших при
содействии шумерской колонизации (на этот счет существуют различные мнения), но
сам факт влияния со стороны более развитого Двуречья несомненен. К этому
надлежит добавить, что и населяли индские центры европеоиды, антропологически
близкие к населению ближневосточного региона. Речь, конечно, не о том, чтобы
видеть в индских городах просто шумерскую колонию,— здесь иная культура, своя
письменность (хотя и близкая к шумерской), иной тип строений. И все-таки связи
несомненны, причем не только внешнеторговые, фиксируемые, в частности,
обнаружением индских печатей при раскопках в Двуречье, но и структурные,
сущностные: схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша с зверями),
строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (прежде всего
бронза и письменность).
Города долины Инда были, в отличие от месопотамских, очень недолговечны.
Они быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной до сих пор причине
пришли в упадок и исчезли с лица земли. Ориентировочно период их жизни
ограничивается пятью-шестью веками, с конца XXIV до
|
|