|
ской консолидации евреев и укрепления
иудаизма как монотеистической религии. Попытки усилившихся евреев укрепить свои
позиции привели на рубеже нашей эры к римско-иудейским войнам, закончившимся,
как известно, гибелью Иудеи, разрушением храма и рассеянием евреев по всему
миру.
Финикия — центральная часть средиземноморского побережья Западной Азии.
Важность ее в том, что именно финикийцы с их бесспорными достижениями в области
транзитной торговли и дальних мореплаваний заняли особое место в структуре
древневосточных обществ и оказались на грани трансформации этой структуры в
античную. Финикийские моряки и землепроходцы-колонизаторы, купцы и пираты,
искусные ремесленники и кораблестроители обитали в основном в прибрежных
городах Ливана, освоенных еще давно (Библ, Тир, Сидон и др.). Не очень сильная
власть правителей в финикийских городах сочеталась с бурным развитием
частнопредпринимательской деятельности, нередко, впрочем, не только
находившейся под формальным покровительством правителя, например тирского
Хирама, но и осуществлявшейся как бы от его имени.
В отдаленных районах Средиземноморья, будь то Карфаген или Гадес (Кадикс),
Мальта или Сицилия, на рубеже II —1 тысячелетий до н.э. возникали
многочисленные колонии финикийцев, внутренняя структура которых в принципе
воспроизводила структуру их собственных городов, в частности Тира и Сидона:
заметные традиции самоуправления, система выбора должностных лиц, важная роль
имущественного ценза при сравнительно слабой роли власти правителя. Заслуживает
внимания подчеркнутая ориентация на мирную экспансию и торговлю: войн финикийцы
обычно не вели, хотя пиратством подчас промышляли. Как правило, связующим
единством общности, особенно в колониях, выступал не столько правитель, сколько
божество, олицетворенное богатым жречеством и храмом. Имена некоторых из
финикийский богов — Ваал, Молох, Адон (Адонис) — со временем обрели широкую
популярность.
Существенно, что финикийцы, как впоследствии и античные греки, не считали
себя гражданами или населением какой-либо страны; они были людьми своего города,
т.е. жителями Тира или Карфагена, что, впрочем, не мешало им, как и грекам,
осознавать свою этнокультурную и языковую общность. Как известно, именно
финикийцы, упростившие для своих текущих торгово-отчетных нужд клинопись,
создали систему алфавитного письма — ту самую, которая существует с известными
модификациями и поныне, как на Востоке, так и на Западе. Финикийцы избегали
практики порабощения собственного населения. Долговых рабов, несмотря на
огромное развитие товарно-денежных отношений и кредитно-ростовщической системы,
в их среде практически не было, как то было характерно и для постсолоновской
Греции. Зато рабами-иноплеменниками они, как и греки, пользовались весьма
охотно. Рабами торговали, а подчас захватывали их, не брезгуя пиратскими
методами: приставая к чужому берегу, финикийцы всегда старались подметить,
много ли здесь мужчин; если их оказывалось мало, можно было рискнуть, напасть
ночью, захватить рабов и отплыть. Рабы кроме работорговли были нужны в качестве
гребцов на кораблях.
Финикийская структура, отличная от привычной ближневосточной, имела черты,
сближавшие ее с античной греческой. Правда, этих черт было недостаточно для
того, чтобы в Финикии сложились общество и экономика античного типа и чтобы там
возник полис с гражданскими правами и обязанностями его членов. Но нет сомнений
в том, что финикийский образ жизни и характерные для него формы хозяйственной
деятельности с преимущественным развитием торговли, мореплавания и колонизации
оказали свое воздействие на шедших вслед за финикийцами греков и в немалой мере
способствовали тому расцвету частнособственнической предпринимательской
активности, которая сыграла решающую роль в трансформировании структуры
античной Греции с ее полисами, гражданским обществом, правовыми, политическими
и культурными институтами.
Нововавилонское царство
После господства касситов Вавилония вступила в длительную полосу упадка.
Вторжения Элама и Ассирии, нашествие арамеев на рубеже II — 1 тысячелетия до н.
э. сильно ослабили политическое могущество Вавилона, который однако еще
оставался важнейшим торгово-ремесленным центром и источником культурного
влияния. Вторжение арамеев сыграло существенную роль в изменении этнической
характеристики Вавилона: значительную часть его населения стали составлять
говорившие по-арамейски халдеи (группа арамейский племен). После падения
Ассирии именно халдейский Вавилон вновь вышел на передний план, претендуя
вместе с Мидией и Египтом на раздел ассирийского наследства. В схватке с
соперниками правитель Вавилона Навуходоносор II (уже из халдейской династии,
правил в 605 — 562 гг. до н.э.) вышел победителем и подчинил себе Сирию и
Палестину. Именно он разгромил Иудею и увел несколько тысяч евреев в
вавилонский плен. Вавилония при этом правителе стала наиболее могущественным
государством, а ее столица была превращена в неприступную крепость. Там были
собраны люди из разных стран («вавилонское столпотворение»), Вавилон стал
крупнейшим и красивейшим городом мира, прославился своими дворцами и храмами,
мостами и садами, среди которых выделялись знаменитые «висячие сады» — одно из
чудес света в древнем мире. Доминантой огромного города была его «вавилонская
башня» — мощное квадратное в плане ступенчатое строение, семиэтажный зиккурат,
достигавший в высоту 91 м, со святилищем в честь верховного бога — покровителя
города Мардука.
После смерти Навуходоносора среди его преемников началась жестокая борьба
за власть, в результате которой правителем стал Набонид. Этот очередной выходец
из халдейских племен выступил было с рядом социально-религиозных реформ, суть
которых сводилась к ослаблению вавилонского жречества вместе с культами старых
богов, начиная с Мардука, и выдвиже
|
|