|
основные части этой картины.
Сирия — северная часть побережья с прилегающей к ней континентальной
территорией, включая оазис Дамаска. Издревле она была местом пересечения
транзитных торговых путей, скрещения людских потоков. Обитавшие здесь с
глубокой древности семитские племена занимались земледелием и скотоводством, со
временем усвоили клинопись. Но расцвету Сирии мешало то, что она часто
становилась центром военных действий, местом столкновения вражеских армий и зон
их влияния. Районы Сирии переходили то к Египту, то к Митанни, то к хеттам,
причем каждое из государств, стремясь укрепиться, строило там свои крепости и
размещало в них гарнизоны. Правители возникшего после нашествия арамеев на
рубеже II и 1 тысячелетий до н.э. Дамасского царства вынуждены были вести войны
с государством Израиль, укрепившимся к этому времени на южных границах Сирии, а
в IX в. до н.э. это царство попало под власть Ассирии. Одомашненный и
приведенный арамеями в Сирию верблюд с начала 1 тысячелетия до н.э. стал играть
важную роль в торговых связях.
Палестина — южная часть побережья с примыкающим к ней с востока нагорьем,
тоже издревле заселенная семитскими земледельцами и скотоводами и расположенная
на перекрестке международных путей. Эта часть Средиземноморья постоянно
подвергалась нашествиям и была своего рода плацдармом на пути в Египет и из
Египта. Похоже, что именно здесь консолидировались гиксосы перед завоеванием
Египта. Изгнание же гиксосов привело к подчинению Палестины Египту. В конце II
тысячелетия до н.э. Палестину заселяли бродячие орды изгоев-хапиру (вопрос о
том, можно ли видеть в них предков евреев, долгое время был спорным; сейчас
большинство специалистов дают на него отрицательный ответ), затем, как
упоминалось, сюда пришли «народы моря», часть которых осела и дала району свое
имя. Насколько можно судить по имеющимся данным, включая библейские предания,
накануне переселения в Палестину евреев она представляла собой конгломерат
мелких городов и протогосударств, активно враждовавших друг с другом. Свой
вклад в эту ожесточенную борьбу внесли и древние евреи.
Библейские предания повествуют, что еще при легендарном родоначальнике всех
семитов Аврааме предки евреев пересекли Евфрат и двинулись на запад. Здесь
сложилась основа еврейского народа, его двенадцать колен — по числу сыновей
внука Авраама Иакова. При сыновьях Иакова евреи в голодные годы — согласно все
тем же преданиям — надолго переселились в Египет. Русский востоковед Б. А.
Тураев в свое время считал, что некоторые тексты египтян времен фараона
Хоремхеба (XIV в. до н.э.) о прибытии в долину Нила какого-то семитского
племени («в их земле был голод», «они не знали, как прожить») косвенно
подтверждают библейские предания. Считается, что, проведя век-полтора в «плену
египетском», еврейский народ затем покинул эту страну, причем есть основания
полагать, что религиозная борьба времен реформ фараона Эхнатона могла оказать
свое воздействие на формирование среди евреев идей монотеизма.
Как бы то ни было, но, прибыв во главе с пророком Моисеем в Палестину на
рубеже XIII — XII вв. до н.э., евреи в ожесточенной борьбе с местным населением
завоевали себе лучшую ее часть, укрепились там и превратили древний Иерусалим в
свой политический и религиозный центр. Превратившись в оседлых земледельцев,
евреи постепенно ассимилировали значительную часть древнего населения, включая
и хапиру. При этом войны с филистимлянами составляли важную часть их
деятельности, в ходе которой выделились и укрепились первые цари Израиля: Саул,
его зять Давид, сын Давида Соломон (до этих царей евреи не имели признанных
правителей, а роль авторитета в их среде играли судьи). Союз с финикийским
Тиром позволил Соломону не только укрепить свои позиции, но и выстроить из
ливанского кедра грандиозный Иерусалимский храм в честь бога Яхве, великого и
единственного божества, Бога для всех народов мира, избранным среди которых
евреи почитали себя: именно их пророк Моисей установил в свое время с Яхве
тесный контакт. А благословил еврейский народ великий Яхве, по преданию, за то,
что Авраам не поколебался принести ему в жертву своего долгожданного первенца
Исаака,— лишь в последний момент занесенный над Исааком кинжал Авраама был
остановлен посланцем Яхве.
После Соломона его царство распалось на два — Иудею с центром в Иерусалиме
и Израиль чуть севернее. Израиль в 722 г. до н.э. был завоеван Ассирией, а
иудейское царство потомков Давида продолжало существовать со своим духовным
центром в виде Иерусалимского храма. Жрецы и пророки, группировавшиеся вокруг
храма, оказывали огромное влияние на жизнь евреев, с чем не могли не считаться
терявшие реальную власть цари. Народ («ам-гаарец») платил налоги и выполнял
повинности, прежде всего в пользу храма. Развитие товарно-денежных отношений
шло медленными темпами, а ростовщичество — более быстрыми, в результате чего
многие из простых людей попадали в долговую кабалу. Разорение народа из-за
алчности ростовщиков воспринималось как трагедия, и весь пафос обличений
пророков был направлен против этого зла, что влекло за собой реформы, ставившие
своей целью сохранить рушившиеся старые порядки.
В VII в. до н.э. в Иудее был принят закон, ограничивавший долговое рабство
шестью годами, а также несколько других реформ. Однако это не слишком укрепило
страну. В том же VII в. до н.э. она была завоевана Египтом, а в начале VI в.
Иудея была завоевана Нововавилонским царством. Часть евреев бежала в Египет,
другие вместе с жрецами храма были в 586 г. до н.э. уведены в плен в Вавилонию,
где они пребывали около полувека, пока персидский царь Кир Великий не вернул их
в Иерусалим, разрешив заново отстроить храм Яхве. Период Второго храма был
временем дальнейшей религиозно-политич
|
|