|
Социальная структура Египта Позднего царства (период 1 тысячелетия до н.э.)
не оставалась неизменной — напротив, она энергично трансформировалась.
Изменения в сфере производства (с помощью ассирийцев и греков египтяне
познакомились с металлургией железа), а также заметный рост товарного хозяйства,
внутренней и внешней торговли, денежного обращения оказали воздействие на
укрепление частнособственнического хозяйства. Начали широко практиковаться мало
известные до того отдача земель в залог, продажа земельных наделов, а затем и
самопродажа бедняков в рабство. Ростовщичество стало, как то было тысячелетием
раньше в Вавилонии, бичом общества, что вызывало тревогу власть имущих. Так,
обеспокоенный далеко зашедшим процессом разорения земледельцев и обогащения
собственников, результатом чего было оскудение и без того уже не слишком полной
государственной казны, фараон 24-й династии Бок-хорис (721 — 715) провел в
стране ряд важных реформ, суть которых сводилась к ограничению произвола
собственников и, в частности, к запрету порабощения за долги. Реформы и
личность Бокхориса надолго запечатлелись в памяти людей, а впоследствии даже
обросли легендами. Существует предание, что реформы Солона в Афинах
ориентировались в качестве эталона на реформы Бокхориса.
Важной новой особенностью социальной структуры Египта Позднего царства
становится усиление корпоративности. Суть этого явления, знакомого уже и Новому
царству, сводилась ко все большей обособленности социальных слоев, будь то
жрецы, воины или ремесленники различных специальностей. Наследственность
занятий способствовала замкнутости соответствующих корпораций, внутренние связи
и взаимопомощь в среде которых были особенно важны в условиях развивающихся
товарно-денежных отношений при явном ослаблении централизованной администрации.
По-прежнему существовали и имели немалую силу храмовые хозяйства, но теперь они
все явственнее становились хозяйствами жреческо-культовых учреждений и тем
самым исключались из сферы государственного хозяйства и соответственно большой
политики.
В целом, несмотря на некоторый экономический и политический упадок, Египет
в 1 тысячелетии до н.э. оставался одной из богатейших стран мира. В период
персидского завоевания он выплачивал в казну ахеменидских царей наибольшую дань.
Экономически процветал Египет и в годы эллинизма, под властью Птолемеев,
которые сохранили унаследованную с древности социально-экономическую структуру:
обрабатывавшие «царские земли» (т.е. основной земельный фонд страны за вычетом
культово-храмовых и пожалованных знати владений) «царские земледельцы», лаой,
были наследственными арендаторами, личный статус которых варьировал от
свободного до зависимого, что зависело от того, где работал земледелец и кем он
был. Государственное («царское») хозяйство по-прежнему было весьма развитым и
многообразным. Встречалась уже и практика откупа доходов с отдельных его частей
богатыми собственниками. Есть данные о том, что некоторые отрасли экономики,
как, например, изготовление и продажа растительного масла, были государственной
монополией. Владельцы дарственных земель, сановники и знать, как и храмы,
по-прежнему использовали свои земли преимущественно в виде арендных наделов,
обрабатывавшихся теми же лаой, но обычно с большей степенью личной зависимости,
отражавшейся в юридическом статусе земледельца. Рабов было немного, и стоили
они дорого.
Для государственного аппарата эллинистического Египта было характерно
сочетание традиций фараоновской администрации с греко-македонскими принципами.
За исключением нескольких полисов типа Александрии, вся остальная страна
традиционно делилась на номы, управлявшиеся чиновниками-стратегами. Номы
подразделялись на топархии, а те—на поселения, комы. Во главе администрации
стоял министр-диойкет, ведавший хозяйством и казной. Именно ему подчинялись
упомянутые провинциальные администраторы. Судебная система была реорганизована
в соответствии с нормами греческого права, но вне больших городов и полисов,
где это право преобладало, на территории хоры, т.е. в основных районах
расселения египтян, греческое право уступало обычному древнеегипетскому.
Итак, древнеегипетский вариант становления и развития государственности
заметно отличался от месопотамского. Здесь очень рано и бесследно исчезла
община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Поглотившее ее
государственное хозяйство в период Древнего царства господствовало едва ли не
абсолютно, причем документы свидетельствуют о том, что рабочие отряды
функционировали и даже перемещались с места на место по мере надобности без
всяких церемоний, что свидетельствует о казарменно-коммунистическом строе жизни
и соответствующих экономических отношениях. Эта казарменно-командная система
здесь, в отличие от третьей династии Ура, распространялась, видимо, на все
население.
Ситуация начала меняться лишь с периода Среднего царства, когда стал
заметным процесс приватизации, формирования рынка и появились неджес. Как и в
Вавилонии времен Хаммурапи, процесс приватизации сдержать было уже нельзя,
важно было поставить его под контроль. Но если в Вавилонии для этого
понадобилась серия судебников, которую венчали законы Хаммурапи, то в Египте
отлично обошлись без этого (существуют даже сомнения по поводу того, что здесь
вообще когда-либо существовали судебники,— это касается, в частности, и
упоминавшихся 40 кожаных свитков). Законопослушный или, точнее, послушный
администрации и привыкший повиноваться палке надсмотрщика египетский
производитель и без того был в полном подчинении власти, в первую очередь
жрецов-чиновников в системе царско-храмовых хозяйств.
Период Нового царства был отмечен заметным экономическим и
внешнеполитическим развитием страны. Египет превратился за счет успешных войн в
империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций из
полуавтономных храмовых це
|
|