Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Л.С. Васильев - ИСТОРИЯ ВОСТОКА :: 1. Л.С. Васильев - ИСТОРИЯ ВОСТОКА. T-1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 223
 <<-
 
стном 
уровне представителями власти были писцы, управляющие и уполномоченные 
царско-храмовых либо вельможно-сановнических хозяйств, а также, возможно, главы 
поселений, отвечавшие за уплату ренты-налога. На региональном уровне функции 
власти исполняли храмовые жрецы, правители номов (номархи), сановные вельможи и 
чиновники средних рангов. Они собирали ренту-налог, отвечали за нормальное 
функционирование храмовых хозяйств, включая зернохранилища, склады готовой 
продукции и инвентаря, мастерские, архивы и т.п. В их же функции входила 
организация общественных работ на местах, особенно в сфере водного хозяйства и 
строительства. Наконец, высший уровень власти — центральный — являл собой 
разветвленную и специализированную систему управления. Во главе ее стоял 
министр чати (джати), должность которого в период расцвета централизации обычно 
исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона, а при пятой 
и шестой династиях — какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из 
знатных фамилий. Чати держал в своих руках все рычаги администрации и лично 
возглавлял судебное ведомство, протокольное (архивы, документация и т.п.), 
государственную сокровищницу, отвечал за деятельность централизованных хранилищ 
и мастерских, за организацию крупных строительных проектов, включая возведение 
пирамид, наконец, за деятельность региональной и местной администрации.
    Что касается специализированных управлений, подчинявшихся чати, то каждое 
из них возглавлялось важным сановником, нередко носившим пышный должностной 
титул. Так, глава «дома оружия» был руководителем военного ведомства, 
отвечавшим за вооружение и снабжение армии, строительство крепостей и кораблей. 
Начальник «шести великих домов» возглавлял судебное ведомство и отвечал за 
судопроизводство по всей стране, вплоть до местного уровня. «Заведующий тем, 
что дает Небо, производит Земля и приносит Нил» был управителем царско-храмовых 
хозяйств, хранителем государственных амбаров и складов. «Хранитель печати» 
отвечал за организацию заморских экспедиций, «начальник работ» — за крупное 
строительство, ведущееся в порядке трудовой повинности населения. Каждое из 
ведомств имело свой штат и подразделения, возглавлявшиеся помощниками главы 
ведомства: так, руководителю царско-храмовых хозяйств подчинялись, среди прочих,
 «начальник царских угодий», «заведующий царскими виноградниками».
    Неясно, в какой мере упомянутые должности высшего и среднего уровня были 
наследственным достоянием данной знатной фамилии — при всем том, что 
наследственная преемственность и практика назначения знати на высшие должности 
была обычной нормой. Известно, в частности, что в период расцвета власти центра 
должностные лица на уровне управителей подразделений, в частности номархи, 
перемещались с места на место сравнительно легко и часто. Особо стоит сказать о 
тщательности управления, в системе которого видное место занимали готовившиеся 
в специальных школах писцы-канцеляристы, т.е. грамотные чиновники. Их усилиями 
велась исчерпывающая отчетная документация, включая составлявшийся раз в два 
года кадастр всех земель страны, а также переписи населения, имущества и 
доходов.
   
   Структура раннеегипетского общества
    Высокая степень централизации управления, возникшая на очень раннем этапе 
развития общества и государства, сместила многие привычные акценты и сыграла 
немалую роль в формировании специфических черт древнеегипетской структуры, 
которая известна науке отнюдь не во всех ее важных деталях. Здесь стоит 
упомянуть, что характер источников — намного более скудных, нежели то имело 
место в Двуречье с его сотнями тысяч начертанных на глиняных табличках 
документов хозяйственной отчетности,— не позволяет делать далеко идущие выводы. 
Напротив, заставляет строить предположения и оговариваться даже тогда, когда 
речь заходит о кардинальных политэкономических принципах и понятиях, например о 
формах хозяйства, об организации производства и даже 'об образе жизни основной 
массы населения.
    Можно предполагать, что некогда, на весьма раннем этапе существования 
государственности, формой организации и образа жизни населения была — как то 
всегда и везде бывало — земледельческая община, т.е. коллектив земледельцев, 
обрабатывавших общую поделенную на семейные наделы землю, связанных 
взаимопомощью, системой реципрокных обязательств и выплачивавших налоги властям.
 Но в древнеегипетских документах нет свидетельств о существовании подобного 
рода социально-хозяйственных структур даже применительно к прошлому. Скорее 
всего, это было связано с тем, что в те времена, которые описаны в текстах, 
общины уже не было, как не существовало и независимых от власти и 
неподконтрольных ей полноправных общинников типа тех, что всегда численно 
преобладали в Двуречье.
    Похоже на то, что древнеегипетская община в силу каких-то весомых причин 
(одной из них следует считать сам характер хозяйства в узкой полосе вдоль Нила 
с постоянной зависимостью от его разливов и необходимостью коллективного и 
руководимого из центра труда по преодолению последствий этих разливов) 
оказалась практически целиком поглощенной властью, инкорпорированной в систему 
царско-храмовых и вельможных хозяйств.
    Невыраженность общины резко контрастирует с обилием вельможных хозяйств 
(специалисты, особенно зарубежные, часто сравнивают их с 
феодально-крепостническими), как должностных, так и личных, полученных по 
наследству. Есть основания считать, что исторически такие хозяйства возникли 
либо как хозяйства номархов, когда они были правителями отдельных 
протогосударств-номов, либо как хозяйства, пожалованные родственникам, 
сановникам и приближенным фараона за службу часто с явно целевым 
предназначением — обслуживать заупокойный культ умершего видного лица. Кроме 
того, существовало немало должностных хозяйств, бывших в распоряжении 
региональных управителей-номархов и иных сановников и считавшихся платой за 
должность, т.е. находившихся во временном владении должностного лица. Многие из 
должностных и вельможных владений тяготели к цар
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 223
 <<-