|
вых рабах речь только
что шла особо).
Подводя итоги, обратим еще раз внимание на динамику исторического развития
ранних очагов урбанистической цивилизации в ее шумеро-вавилонском варианте.
Сначала возникает группа соседних и параллельно развивающихся шумерских
протогосударств с весьма характерной для них храмовой формой администрации.
Административно-политическая структура такого типа благоприятна для
формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции:
параллельно с налогами от общин казна приобретает и закрепляет за собой
храмовые земли и все доходы от них. Увеличение количества храмовых и, позже,
царско-храмовых земель в рамках укрупненных государств Саргона или правителей
третьей династии Ура создает условия для упрочения сильной централизованной
власти, причем этому же способствуют процесс приватизации и появление в рамках
социума немалого количества безземельных вчерашних общинников, вынужденных
арендовать храмовые и царские земли. Обилие неполноправных арендаторов на
царско-храмовых землях времен третьей династии Ура привело к возникновению
здесь системы псевдолатифундий с массовым использованием лишенных собственности
и находившихся под жестким контролем администрации невольников, о статусе и
образе жизни которых свидетельствуют массовые документы хозяйственной
отчетности, создающие впечатляющую картину коммунистической казармы.
Неэффективность казарменного коммунизма в форме труда подневольных на
псевдолатифундиях выявилась достаточно быстро, так что в Вавилонии времен
Хаммурапи от этой формы хозяйства отказались, раздав царско-храмовые земли
служащим в качестве платы кормления, и всем остальным, включая неполноправных
мушкенумов, в виде аренды. Общинники, сохранившие земли, по-прежнему платили
налоги в казну. Возникшие частные собственники тоже их платили, но статус
частнособственнических земель выгодно отличался от статуса земель общинных тем,
что их можно было продать беспрепятственно,— обстоятельство, которым порой не
брезговали и правители, покупавшие в собственное пользование те или иные поля
из частнособственнического клина земель.
Шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления
государственности, так что их вариант политогенеза и развития форм хозяйства и
форм собственности заслуживает особого внимания. Он во многих отношениях был
эталонным для тех, кто шел вслед за ними, хотя, разумеется, существовали и иные
варианты, о которых речь пойдет ниже. Но прежде чем закончить изложение
материалов и выводов, касающихся этого варианта, стоит хотя бы вкратце
упомянуть о том вкладе, который внесли жители древнего Двуречья в мировую
культуру.
Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, достаточно быстро
трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в
упрощенную клинопись, что впоследствии сыграло решающую роль в возникновении
алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивавшаяся усилиями жрецов
система календарного счисления, тесно связанного с астрономическими
наблюдениями, а также элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о
календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятеричная система счета,
которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к древнему Двуречью.
Религиозные представления с множеством богов и храмов в их честь, интереснейшие
мифы с описанием жизни, приключений и похождений богов и героев, наиболее
знаменитым среди которых считался Гильгамеш, развитое изобразительное искусство,
особенно каменные рельефы и барельефы, культура архивного дела, первые в
истории географические карты и путеводители — вот далеко не полный перечень
того, что осталось в памяти потомков и внесло свой вклад в развитие мировой
культуры.
Глава 6
Древний Египет
Египетский вариант становления государства и общества заметно отличался от
месопотамского. Египет, как известно,— дар Нила. И эта привязанность к нильской
долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и
народа, особенно в связи с замкнутостью Египта, столь отличного в этом плане от
открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.
Заселение долины Нила шло в основном за счет все той же ближневосточной
волны (точнее, волн) спустившихся с предгорий неолитических земледельцев,
которые осваивали и Двуречье, а древнейшие археологические культуры Египта
(Фаюм, Бадари и др.) примерно одновременны с Убайдом. Однако по сравнению с тем
же Убайдом эти культуры более отсталы и примитивны: зерновое земледелие (ячмень.
пшеница-полба), кремневые орудия, грубоватая керамика, первые изделия из
привозной синайской меди. Видимо, связи через Синай к влияние более развитой и,
во всяком случае, энергично распространявшей свои достижения цивилизации
Двуречья оказали определенное воздействие на ускорение темпов развития культуры
нильской долины, о чем убедительно свидетельствует ряд важных нововведений, в
частности пиктографическая письменность. IV тысячелетие до н.э. было периодом
активного развития древнейшего Египта. Ирригационные сооружения, без которых
земледелие в долине Нила невозможно; глинобитные строения; металлургия меди;
имущественное неравенство, фиксируемое раскопками; овладение практикой
строительства из сырцового кирпича — все это и многое другое достаточно
наглядно свидетельствует о материальном фундаменте, соответствующем уровню
ранних надобщинных объединений, первичных протогосударств.
Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте возникали в виде
объединений вокруг храмов. Эти сообщества позже стали именовать греческим
термином «ном». Территориально древнеегипетский ном тянулся вдоль берега на
многие десятки километров, пр
|
|