|
что вело к экономическому противостоянию: неимущие нуждались в кредите,
имущие становились ростовщиками. Не имея возможности вернуть долг, бедняки
всеми правдами и неправдами (продажа земли официально еще не была разрешена)
стремились отдать вместо него землю, которую богатые с удовольствием брали. В
общине появлялись безземельные. Часть их уходила в сферу царско-храмового
хозяйства, другие при нужде продавали себя в кабалу — появлялось долговое
рабство.
Все эти процессы, активно проявившие себя в годы правления третьей династии
Ура, вызвали сильное и вполне оправданное беспокойство централизованной
администрации, которая достаточно хорошо осознавала, что их дальнейшее развитие
может привести к разложению общины, уменьшению налогоплательщиков, росту
численности нищих и бедных и тяжелым грузом ляжет на казну. Поэтому, начиная с
наиболее ранних установлений, дошедших до нас как раз от эпохи третьей династии
Ура (законы Ур-Намму, законы из Эшнунны), администрация озабочена тем, чтобы
ограничить богатеющего собственника, не дать ему в обиду разорившихся, строго
определить цену наемного труда, размер ростовщического процента, условия
содержания частного раба и т.п. И хотя законы при этом охраняли право
собственности на имущество, включая и рабов, они же отстаивали право обиженного
либо пострадавшего на соответствующую материальную компенсацию. В целом же
нельзя не заметить, что главное содержание правовой нормы сводилось к
поддержанию статуса основного населения. Пусть раб из числа иноплеменников был
лишен многих прав и подчас наказывался по весьма строгой норме (хотя и ему не
воспрещалось иметь семью и даже имущество), это не должно было относиться к
рабам-должникам из числа соплеменников. Их нельзя было продавать за пределы
страны, и они чаще всего приравнивались по положению к младшим членам семьи.
Правители третьей династии Ура, начиная с сына основателя династии Ур-Намму,
Шульги, официально именовали себя богами, причем их реальный статус
действительно был близок к положению обожествленного монарха. Власть правителя
была в высокой степени централизована; региональные подразделения, бывшие
протогосударства (города-государства), управлялись назначаемыми из центра
наместниками, которые по традиции именовались энси. Подобно Саргону и
Саргонидам, правители Ура имели хорошо организованную профессиональную армию,
причем часть ее составляли наемники из числа воинственных кочевников-амореев.
Наряду с армией возникли уже и иные элементы принуждения, в частности суд, для
нужд которого и был разработан судебник Ур-Намму. Необходимо подчеркнуть, что
приток пленных иноплеменников и разорение общинников вследствие процесса
приватизации были одной из важных причин расцвета царско-храмового хозяйства в
его невиданной прежде форме псевдолатифундий, обрабатывавшихся организованными
в рабочие отряды зависимыми земледельцами, гурушами («молодцами») и нгеме (гим;
рабынями). Это не только способствовало укреплению позиций централизованной
администрации, но и вызвало к жизни море должностной отчетности: примерно
половина всех дошедших до нас клинописных табличек (около 100 тыс.) касается
государственного хозяйства третьей династии Ура. Можно считать, что «царство
Шумера и Аккада» конца III тысячелетия до н.э. было своего рода апогеем
торжества структуры, порожденной абсолютным господством власти-собственности и
централизованной редистрибуции. Едва ли не большая часть населения страны,
оказавшаяся в силу разных причин выбитой из привычной жизни сельских общин,
заняла место тружеников-поденщиков в гигантской системе царско-храмовых
псевдолатифундий, где труд и быт были построены по нормам казарменного
коммунизма.
Абсолютное господство такой структуры на этом, впрочем, и кончилось, ибо
рядом с государственной возникла иная форма хозяйства, основанная на частной
собственности, появление и упрочение которой знаменовали серьезную
трансформацию экономики общества. Кризис государственного хозяйства
(коммунистической казармы) и укрепление частного сектора в Двуречье вызвали
постепенное ослабление централизованной власти, усугублению которого
способствовали нашествие воинственных пастухов-амореев, а затем также и
эламитов. Третья династия Ура на этом прекратила свое существование.
Вавилония
Вызванный серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией,
социальный кризис сопровождался заметным ослаблением политической власти и
децентрализацией, под знаком которой прошли два века. Это было время
ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий
различного происхождения — аморейских, эламитских и собственно месопотамских,
среди которых на рубеже XIX — XVIII вв. до н.э. стала выделяться Вавилония.
Новый центр Двуречья Вавилон, со временем превратившийся в величайший город
мира, стал возвышаться с начала правления шестого представителя вавилонской
династии, Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.). За долгие годы успешного
правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив
под своей властью всю Месопотамию.
Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал
могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно
просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапд появилась
тенденция к некоторому упадку, следствием чего были вторжения эламитов, а затем
и завоевавших Вавилонию в XVI в. касситов, именно Вавилонию царя Хаммурапи
можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полной смысле
этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на
большой территории — это было в Двуречье со времен Саргона Аккадского. Суть в
ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру,
которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех
достаточно разви
|
|