Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Л.С. Васильев - ИСТОРИЯ ВОСТОКА :: 1. Л.С. Васильев - ИСТОРИЯ ВОСТОКА. T-1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 223
 <<-
 
их центров — Киш, Урук, 
Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. 
При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим 
злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания — 
едва ли не первого из зафиксированных историей — Лугальанда был низложен, а к 
власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к 
восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, 
увеличению выдач работникам храма. Видимо, эти вынужденные реформы 
содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и 
привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим 
объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее очень недолго.
    
   Ранние государства Месопотамии
    Середина III тысячелетия до н.э. была отмечена энергичным заселением 
Двуречья скотоводческими семитскими племенами, и до того в немалом количестве 
проникавшими в Шумер. Их поселения на севере стали активно заимствовать 
достижения шумерской цивилизации, сближаясь с ней по уровню развития (впрочем, 
аналогичный процесс шел, видимо, и в соседнем с Шумером Эламе, расположенном к 
востоку от него). Представителем и выразителем активной наступательной политики 
семитских племен стал в конце XXIV в. Саргон (Саргон Древний, или Аккадский). 
По преданию, он был незаконнорожденным младенцем, выловленным в корзине в реке 
и воспитанным чужими людьми (довольно частый легендарно-мифологический сюжет, 
известный в истории многих народов. В частности, он использован в Библии при 
описании судьбы пророка Моисея). Поступив на службу к правителю Киша, Саргон 
быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и 
стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя лугалем 
выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада.
    Вступив в длительную войну с Лугальзагеси, Саргон успешно довел ее до конца,
 объединил под своей властью Шумер и Аккад и стал правителем большого 
государства, состоявшего из многих десятков региональных подразделений, бывших 
городов-государств. В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: 
едва ли не впервые в истории в руках именно этого завоевателя оказалась крупная 
боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою 
службу получал надел и жил за счет дохода от него. Неудивительно, что после 
создания единого государства Саргон сумел подчинить себе соседний Элам и 
совершил ряд успешных походов на север и северо-запад.
    Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации 
в руках его правителя всей полноты власти. Храмы с их жрецами, хозяйством и 
обслуживающим персоналом, равно как и возникавшие параллельно с ними и во 
многом на основе той же модели царские хозяйства, за счет которых выделялись 
наделы воинам и иным служащим, были основой экономического могущества центра. 
Рента-налог с общинников, дань с покоренных соседей и повинности населения были 
основой нормального функционирования структуры в целом. При этом усиление роли 
государственного хозяйства и приток дани извне объективно способствовали росту 
престижного потребления верхов, следствием чего стал заметный процесс 
приватизации. Вначале он выявлялся на уровне верхов и реализовывался в форме 
индивидуального накопления имущества — как в результате войн, так и в ходе 
обменных операций тамкаров. Важную роль играл при этом приток пленных 
иноплеменников, превращаемых в рабов, чей труд использовался практически почти 
бесплатно.
    Государство Саргона просуществовало недолго. Уже при его сыновьях и внуке 
Нарамсине, успешно продолжавших его политику, стали заметны признаки упадка: 
региональный сепаратизм и недовольство покоренных давали себя знать, все чаще 
приходилось подавлять восстания. Нарамсин (Нарам-Суэн) принял рад мер, 
укреплявших администрацию центра; он велел даже официально именовать себя богом,
 а прежних наследственных энси заменил назначаемыми чиновниками. Но уже при его 
сыне пришедшее в упадок Аккадское государство пало под натиском появившихся с 
территории Ирана племен кутиев (гутеев), которые стали управлять завоеванной 
ими Месопотамией с помощью назначавшихся ими из числа прежних региональных 
правителей-энси наместников. В руках некоторых из них оказалась немалая власть. 
Так, заметно выделялся среди других энси Гудеа в Лагаше, откупавшийся от кутиев 
данью и сосредоточивший в своих руках власть почти над всей Южной Месопотамией. 
Правление Гудеа отличалось, в частности, размахом ирригационного и храмового 
строительства и значительным развитием торговых связей с различными районами 
Ближнего Востока, вплоть до Индии.
    На рубеже XXII—XXI вв. власть кутиев пала, и во главе нового «царства 
Шумера и Аккада» стали представители очередной, третьей, династии Ура. Вновь 
вступило в полосу расцвета царско-храмовое хозяйство, была проведена работа по 
унификации мер и весов, что в немалой степени способствовало ускорению процесса 
приватизации. Все большее количество людей оказывалось вне общины и вынуждено 
было продавать свой труд в качестве батраков-наемников либо обрабатывать чужие 
наделы (воинов, храмовых служащих, иных должностных лиц, включая и правителей) 
на правах аренды. В качестве всеобщего эквивалента начали использовать серебро, 
весовая мера которого — сикль (ок. 8 г) — стала единицей денежного измерения. 
Развивались товарно-денежные отношения, сфера распространения которых уже не 
ограничивалась престижным потреблением верхов, но все заметней затрагивала 
ремесло, даже недра крестьянской общины.
    Главы общинно-клановых групп («домашних общин»), распоряжавшиеся 
коллективным имуществом группы, подчас уже включавшей в себя не только 
ближайших родственников, но также и чужаков, рабов-слуг, получили возможность 
приобретать товары, накапливать и реализовывать продукты труда домочадцев. В 
общине стало все более заметным имущественное расслоение, деление на богатых и 
бедных,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 223
 <<-