|
обой. Эта близость, равно
как и кардинальное отличие их от европейской антично-христианской
традиции-цивилизации, в том, что они появились на свет и были призваны
обрамлять отличные от европейской неевропейские структуры. Иными словами,
системы идей и институтов во всех неевропейских традициях-цивилизациях, от
дальневосточной до американской доколумбовой, различались весьма заметно, но
притом разительно сходились в одном и основном: все они обслуживали структуры,
где частнособственнические отношения не были главными и где поэтому не
существовало всего того, что способствовало бы их быстрому и эффективному
развитию, как то имело место в Европе.
Это не значит, что ни в одной из них изначально не было элементов, которые
при иных обстоятельствах вели бы к иным результатам. Напротив, такое бывало и
даже сыграло свою роль (феномен Финикии) в формировании античной структуры. Но
эти элементы со временем отмерли, уступив место иным, целиком сориентированным
на обслуживание командно-административной структуры в той или иной ее
модификации в рамках данной неевропейской традиции-цивилизации. Можно добавить
к сказанному, что процесс сложения системы идей и институтов в рамках каждой
традиции-цивилизации шел весьма медленно, особенно на раннем этапе развития
государств.
Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены
на древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек.
Примерно в VIII — VI тысячелетиях до н. э. земледельцы ближневосточных
предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым
поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно
заселять плодородные долины рек, в первую очередь Тигра и Евфрата. Междуречье и
берега этих рек, именуемые общим термином Двуречье, а также соседние районы
(Загрос, Анатолия, Палестина) ныне хорошо изучены специалистами. Раскопанные
археологами поселения (Джармо, Хассуна, Тель-Халаф и др.) свидетельствуют, что
их обитатели жили в глийобитных домах, сеяли ячмень, пшеницу и лен, разводили
коз, овец и коров, были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства
(осушение болотистых земель с помощью каналов, возведение дамб и т.п.),
изготовляли различные керамические сосуды (наиболее ранние из них не были
знакомы с керамикой), изделия из камня, позже — даже из меди. По мере
продвижения земледельцев к югу, где удобряемые разливами рек почвы были
особенно плодородны, поселения становились богаче и крупнее. Культура Убайд
(конец V тысячелетия до н.э.) представлена уже поселками до Юга, в центре
которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах,
окруженные городскими стенами — явственный признак ранней урбанизации. Раскопки
этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле,
включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами
архитектуры и монументального строительства.
Культуру Убайд принято считать протошумерской. Как известно, на рубеже V —
IV тысячелетий до н.э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с
именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового
очага цивилизации и государственности. Загадка шумеров до сих пор не разгадана.
Их собственные легенды указывают на юг (приморские районы Персидского залива) в
качестве прародины; специалисты видят ее то на востоке, то на севере. Ясно
одно: шумерский язык значительно отличался от группы семитских языков,
распространенных среди большинства древних обитателей ближневосточной зоны.
Похоже на то, что пришельцы-шумеры, появившись в зоне обитания насельников
культуры Убайд, быстро и энергично заимствовали все достижения их культуры и,
возможно, сыграли важную роль внешнего толчка в ускорении поступательного ее
развития — теперь уже на их, шумерской, этнической основе.
Протогосударства древнего Шумера
Примерно с середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются
первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Примером
их служит Урук, с культурой и социальной структурой которого можно ознакомиться
как на основе данных археологии, так и на базе древнейших памятников шумерской
пиктографической письменности (начертанные на глиняных табличках документы
хозяйственной отчетности).
Источники свидетельствуют, что система администрации в Уруке была тесно
связана с культом бога неба Ана, выступавшего, видимо, в функции связующего
единства коллектива. Храм в честь Ана был общественным и хозяйственным центром
Урука, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом,
главой протогосударства. Археологические слои, датируемые рубежом IV — III
тысячелетий до н.э. (Урук, Джемдет-Наср), свидетельствуют, что ранние
протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным
хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения
во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только
крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным
складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние
коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев,
использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром
ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.
Жрецы-администраторы, ремесленники, хранители храмового имущества, писцы,
слуги и даже рабы из числа пленников — все они жили за счет избыточного
продукта общинников, но при этом каждый из них вносил свою долю в совокупный
общественный труд и продукт коллектива в целом. Реципрокный обмен продуктами и
деятельностью, равно как и централизованная редистрибуция коллективного
избыточного продукта и труда (включая продукт ремесленников, труд
администраторов и обслуживающего персонала) лежали в основе нормального
|
|